Уход за автомобилем и профилактика всевозможных его неисправностей подразумевает, прежде всего, проверку наличия масел и смазочных материалов во всех рабочих узлах машины, а также их своевременную замену или пополнение. Регулярная замена смазки – основной залог долговечности, как автомобиля в целом, так и его отдельных частей, особенно тех, которые подвержены трению.
Одной из видов смазки, которая применяется в автомобилях, является графитная смазка. В этой статье мы расскажем о том, что это за смазка, какие ее свойства и где она применяется.
Все виды смазок условно подразделяются на четыре категории:
Принадлежность к той или иной категории определяется составом загустителя смазки, который также определяет ее основные эксплуатационные свойства. В этом отношении синонимом неорганических смазок являются графитовые смазочные материалы. Кроме того, под «графитными» подразумевают смазки, в составе которых присутствует графит, чаще всего выступающий в роли присадок. Также графитный порошок может применяться в качестве самостоятельной смазки.
Сам по себе графит знаком большинству из нас. Это твердое вещество черного цвета, которое отличается достаточно высокими показателями теплопроводности, а также электрической проводимости. Также графит выдерживает высокие температуры без изменения своей структуры, что делает возможным его применение в различных эксплуатационных условиях.
Полезные свойства графита в чистом виде также сохраняются при его добавлении в различные типы смазок. Положительное качество графита заключается в поведении его молекул, которые почти не притягиваются друг к другу, но при этом хорошо соединяются с оксидами металлов. Благодаря этому свойству на поверхности металлических частей, обработанных графитной смазкой, образуется прочно сидящая защитная пленка, способствующая нейтрализации сил трения.
Еще одним преимуществом графитной смазки можно назвать ее высокую стойкость, обусловленную двойным действием. Во-первых, трению препятствует защитная пленка. Во-вторых, даже при разрушении защитной пленки частицы графита сами по себе выполняют функцию антифрикционного вещества, предохраняя детали от трения и его пагубных последствий.
Таким образом для всех видов графитных смазок можно выделить следующие присущие им полезные свойства:
При хранении содержащих графит смазочных материалов рекомендуется избегать попадания на них прямого солнечного света, ухудшающего их антифрикционные свойства.
Смазки на основе графита можно применять в различных сферах техники, где требуется обеспечить плавное взаимодействие сопряженных металлических элементов. Особенно рекомендовано применять графитные смазки в узлах, работающих под большими механическими нагрузками, а также в период притирки деталей в новых или отремонтированных механизмах
Благодаря вышеперечисленным полезным свойствам графитные смазки эффективно применяются при техническом обслуживании автомобилей. Так как этот смазочный материал способен функционировать при температурах от минус 30 до плюс 120 градусов по шкале Цельсия, то его можно применять практически во всех широтах нашей страны.
Незаменимым помощником автомобилиста являются графитные смазки, используемые в следующих автомобильных узлах:
Следует отметить, что в некоторых узлах использование графитной смазки нежелательно, так как частицы графита обладают небольшими абразивными свойствами и могут оказаться причиной преждевременного износа мелких подшипников.
Для вышеперечисленных автомобильных узлов графитные смазки позволяют не только продлить срок службы, но также обеспечить плавное взаимодействие, избавиться от посторонних звуков и шумов, снизить выработку. В резьбовых соединений такая смазка предупреждает коррозию и прикипание, что в свою очередь существенно облегчает разборку узлов и сохраняет ресурс деталей на более продолжительный срок.
Общим правилом применения графитной смазки в том или ином автомобильном узле является следования рекомендациям производителей автомобиля и смазочного материала, а также экспертным мнениям специалистов в данной области. При разумном применении данного вида смазок и автомобиль в целом, и его наиболее уязвимые детали прослужат своему хозяину намного дольше, чем без их использования.
Неорганическое смазочное вещество, черного или темно-коричневого цвета, обладающее плотной и высоковязкой консистенцией. Внешне напоминает всем известный солидол. Смазка изготавливается на основе жиров растительного происхождения с использованием нефтяных цилиндровых масляных жидкостей и литиевых или кальциевых мыл, а также графита. В качестве последнего используется графитовый порошок. В соответствии с ГОСТ 3333-80, по которому она изготовлена, оптимальная температура использования составляет от -20°С до +60°С, однако на самом деле она выдерживает и более критические температуры. Графитовая смазка широко применяется в промышленности, а также в автомобильном транспорте. В частности, ею мажут рессоры, элементы подвески, тяжелонагруженные подшипники, открытые зубчатые передачи и так далее.
В первую очередь необходимо знать, что в технической литературе под понятием «графитовая смазка» могут пониматься различные составы. Дело в том, что изначально под этим определением понимается неорганическая смазка, для которой в качестве загустителя используют графит, но в широком понимании так называют и смазочные вещества, где графит используется в качестве присадки. Таким образом, под понятием «графитовая смазка» может подразумеваться:
Размельченный графит
Именно последний состав чаще всего и называют графитовой смазкой и о ней пойдет пойдет речь далее. Технология ее изготовления подразумевает загущение вязкого органического или синтетического масла, которое получают из нефтепродуктов, кальциевым мылом и графитным порошком. Другими словами можно сказать, что в классический солидол добавляют графитовый порошок, который и придает смазке ее свойства.
Графитовый порошок, представляющий собой измельченный уголь, сам по себе имеет мягкую консистенцию. Поэтому в составе смазки он заполняет неровности на рабочих поверхностях деталей, снижая таким образом трение.
В настоящее время в продаже можно встретить также медно-графитовую смазку. В ее состав добавлена медная пудра. Она способна выдерживать высокие температуры. Обычно медно-графитовая смазка выпускается в виде аэрозолей. Забегая наперед скажем, что зачастую этот . Так можно избежать прикипания тормозных барабанов и/или дисков к фланцам ступиц.
Сам по себе графит хорошо проводит тепло, электричество, не разрушается под воздействием влаги, не подвержен воздействию статического электричества, а также термически устойчив (может выдерживать высокую температуру). Все эти свойства, хоть и в меньшей мере имеет и соответствующий смазочный материал.
Чем хороша графитовая смазка? К ее преимуществам относят:
Еще одним немаловажным преимуществом графитовой смазки является ее низкая цена при удовлетворительных эксплуатационных характеристиках . Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в настоящее время существует множество других, более совершенных смазочных материалов, которые хотя и дороже стоят, но обладают лучшими показателями.
Однако есть у графитовой смазки и недостатки. В частности, ее нельзя использовать в механизмах с высокой точностью работы, так как твердые примеси, имеющиеся в графите, будут способствовать повышенному износу деталей;
В действующем ГОСТ 3333-80, а также соответствующих технических условиях указаны технические и эксплуатационные характеристики графитовой смазки.
Характеристика | Значение |
---|---|
Температурный интервал применения | от -20°С до +60°С (однако допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах) |
Плотность, г/см³ | 1,4...1,73 |
Температура каплепадения | не ниже +77°С |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием (60 двойных тактов) | не менее 250 мм/10 |
Коллоидная стабильность, % выделившегося масла | не более 5 |
Массовая доля воды | не более 3% |
Предел прочности на сдвиг при +50°С | не менее 100 Па (1,0 гс/см²) |
Вязкость при 0°С в среднем градиенте скорости деформации 10 1/с | не более 100 Па с |
Предел прочности при +20°С, кг/см² | |
на растяжение | 120 |
на сжатие | 270...600 |
Электрическое сопротивление | 5030 ом см |
Температура, °С | |
разложения | 3290 |
максимально допустимая эксплуатационная | 540 |
средняя допустимая эксплуатационная | 425 |
Продукты окисления смазки | СО, СО2 |
Класс NLGI | 2 |
Обозначение по ГОСТ 23258 | СКа 2/7-г2 |
При работе со смазкой необходимо помнить и соблюдать приведенные ниже правила безопасной эксплуатации графитовой смазки.
При работе со смазкой соблюдайте следующие правила техники безопасности и пожаробезопасности:
Гарантийный срок хранения смазки - пять лет со дня изготовления.
Область применения графитовой смазки очень широка. На производстве ею смазывают:
Теперь вкратце перечислим узлы и механизмы автомобиля, которые можно смазывать этим составом (с учетом некоторых особенностей):
Также графитовую смазку можно использовать в качестве профилактического средства. В частности, ею можно смазывать резьбовые соединения, обыкновенные и автомобильные замки летом и особенно зимой .
Многих автолюбителей также интересует вопрос о том, можно ли «графиткой» смазывать ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей). Однозначного ответа в данном случае нет. Если речь идет о дешевой отечественной смазке, то не стоит рисковать, она может испортить внутренний механизм шарнира. Если же вы используете импортную дорогую смазку (например, Molykote BR2 plus, Molykote Longterm 2 plus, Castrol LMX и другие материалы, имеющие в своем составе графит), то можно попробовать. Однако помните, что существуют специальные смазки для ШРУСа.
Не забывайте, что графитовая смазка предназначена для работы в тихоходных механизмах, и там, где не требуется большая точность работы.
Стоит отдельно остановиться на вопросе, можно ли смазывать графитовой смазкой клеммы аккумулятора. Да, ее состав проводит электрический ток, однако возникает риск их перегрева из-за того, что она обладает высоким удельным сопротивлением. Поэтому «графитку» использовать для смазки клемм можно, но нежелательно . Смазка будет предотвращать поверхность от коррозии. Поэтому для смазки клемм аккумулятора лучше использовать другие средства.
Используя смазочный материал без осторожности запросто можно испачкать себе одежду. А удалить её будет уже не просто, ведь это не только жир, но и графит, который тяжело оттереть. Поэтому возникает очень интересный вопрос: чем можно отстирать или оттереть графитовую смазку. В интернете существует много различных споров и мнений на этот счет. Предлагаем вашему мнению несколько средств, которые должны помочь в этом (дело в том, что в каждом отдельном случае могут помочь разные средства, все зависит от степени загрязнения, типа ткани, продолжительности загрязнения, дополнительных примесей и так далее). Итак, вам помогут:
Некоторые автовладельцы рекомендуют стирать одежду в стиральной машине при максимальной температуре. Помните, что для некоторых видов тканей это неприемлемо! Они могут потерять структуру, и одежду невозможно будет восстановить. Поэтому читайте, что указано на соответствующем ярлыке на одежде, в частности, при какой температуре изделие можно стирать.
Графитная смазка своими руками
В связи с популярностью графитной смазки среди автомастеров, а также простотой ее состава, существует несколько народных методов, с помощью которых можно изготовить это смазочное средство в домашних условиях.
Необходимо взять графитовый порошок, солидол и машинное масло. Их соотношение может быть разным. Основу составляет жидкое масло, к которому добавляется солидол, а потом и графит (в его качестве можно использовать перетертый грифель карандаша или изношенные щетки электродвигателя или токосъемника). Далее эту массу необходимо размешать до получения консистенции, похожей на сметану. Вместо машинного масла можно использовать трансмиссионное.
Однако необходимо понимать, что самодельные смеси не будут отвечать заявленному ГОСТу, поэтому такие смазки не будут соответствовать его нормам. Кроме этого, срок хранения самодельных графитовых смазок будет значительно ниже заводской.
Как было указано выше, улучшенным вариантом классической графитовой является медно-графитовая смазка. Из названия ясно что, в ее состав добавлен порошок меди, который значительно улучшает эксплуатационные свойства. К особенностям состава медно-графитовой смазки относят:
Таким образом, медно-графитовая смазка отлично защищает рабочие поверхности даже в экстремальных условиях эксплуатации. Зачастую этим средством обрабатывают резьбовые соединения перед тем, как соединить их. Это дает возможность в дальнейшем без проблем открутить соединение.
Напоследок вкратце остановимся на некоторых отечественных производителях, выпускающих графитовую смазку. Сразу стоит сказать, что их изделия во многом похожи между собой, поэтому большой разницы, смазочное средство какой торговой марки вы купите, - не имеет большого значения. Отечественная графитовая смазка отвечает ГОСТ 3333-80, поэтому все товары будут приблизительно одинаковы.
По старым советским стандартам графитовая смазка имела обозначение «УСсА».
Итак, на постсоветском пространстве изготовлением графитовой смазки занимаются:
Что касается зарубежных производителей, то их изделия имеют более совершенный состав. Как правило, кроме графита в состав средств входят современные присадки и элементы, которые повышают их эксплуатационные средства. В данном случае их описание не имеет смысла, во-первых, потому что выбор необходимо делать на основе стоящей перед потребителем цели, а во-вторых, количество смазок и производителей просто огромно!
Графитовая смазка - дешевое и эффективное средство для защиты рабочих поверхностей от коррозии, увеличения эксплуатационных характеристик рабочих пар, а также увеличения их рабочего ресурса. Однако при ее использовании помните, что смазку нельзя использовать в высокоскоростных механизмах и там, где от рабочих поверхностей требуется высокая точность. Поэтому используйте ее в упомянутых выше узлах, и при условии своей низкой цены она сослужит вам хорошую службу в защите деталей вашего автомобиля.
Графитные относятся к отдельной группе пластичных смазочных материалов. В зависимости от технологических условий эксплуатации они производятся в виде:
Смазочные материалы на основе графита имеют темно-коричневый и черный цвет. Для их производства применяют графит, находящийся в коллоидном состоянии, благодаря чему обеспечивается мягкая однородная консистенция кроме того он помогает повысить несущую способность смазки и расширить температурный диапазон применения смазочного материала, в качестве основы обычно применяются нефтяные масла.
Графит - минерал, обладающий уникальными физико-химическими свойствами:
Они отличаются превосходной адгезией, стабильностью структуры, высоким термопределом каплепадения. С их помощью можно сохранить работоспособность механизмов и узлов в агрессивных водных средах, обеспечить продолжительную эксплуатацию шарнирных механизмов без скрипов и лязга, защитить поверхность от индивения.
В бытовых условиях также нашли широкое применение пластичные графитные промышленные пасты и самостоятельно приготовленные. Многие мастера добавляют мелкодисперсионный графит в солидол и другие смазки и эффективно применяют их в самых разнообразных вариантах:
Зачастую задают вопрос - можно ли смазывать подшипники графитовой смазкой?
Но нужно понимать, что добавление графита используется для повышения несущей способности смазки, предохранения узлов работающих в условиях высоких контактных давлений от сваривания и поломок. В тоже время подшипники качения работающие на средних или высоких скоростях при закладывании в них пасты с содержанием графита могут подвергаться повышенному износу и саморазогреву, что снижает их срок службы.
Мы производим графитные смазки на различных типах загустителей: неорганических, органических, литиевых, углеводородных.
Благодаря возможности варьировать загуститель мы можем подобрать наиболее необходимый для вас материал, в качестве графитного компонента мы применяем высококачественный мелкодисперсный графит (размерность не более 3-х микрон) это позволяет формировать на поверхности узла трения плотный защитный слой и снижает износ.
Наиболее часто эти материалы наши клиенты используют для смазывания тяжелонагруженных узлов и механизмов - шарнирные соединения сельскохозяйственной техники, рулевом управлении, для тросового привода стояночного тормоза, зубчатых передач, редукторов, подшипников транспортеров и тележек, для смазывания узлов подверженных воздействию температур и агрессивных сред. В быту такие смазки можно использовать для обработки дверных петель.
Типичная сфера применения тяжелонагруженные механизмы, среди которых автомобильная техника, подвески сельхозтехники, редукторы, подшипники. Пасты с высоким содержанием графита применяются в качестве уплотняющих в запорной и ходовой арматуре.
Обратите внимание! Такие материалы отличаются хорошим взаимодействием с металлическими поверхностями за исключением нержавеющих сталей.
Мы производим такие графитовые смазки как:
Графитол - на основе минерального трансмиссионого масла загущенного неорганическим загустителем с добавлением высокодисперсного графитового порошка с размерностью не более трех микрон, содержит антиокислительную присадку и предназначена для работы в узлах трения подвергающихся воздействию высоких температур. Применение Графитола целесообразно в промышленных механизмов со средней и низкой скоростью движения при температурах до +200 градусов. По заявке потребителей мы можем изготовить ее на основе синтетического масла для расширения диапазона рабочих температур - Графитол-С.
ПФМС-4С - на основе полифенилметилсилоксановой жидкости загущенной неорганическим загустителем с высоким содержанием графита. Находит применение в ходовой арматуре при сверх высоких температурах до +300 градусов, применяется для защиты резьбовых соединений. Обладает хорошей демпфирующей способностью и малой испаряемостью. Используется в подшипниках скольжения подверженных воздействию высоких температур, опор, подходит для смазывания шарнира нагруженной передачи например строительной техники.
Многоцелевая графитовая смазка ГТШ - название этой смазки образовано как аббривеатура - графитовая, термостойкая, широкого применения. На самом деле смазка представляет собой универсальный смазочный материал для нагруженных и мощных узлов трения: лебедок, зубчатых передач, редукторов, стальных колес и т.д. Отличается достаточно высокой термостойкостью, низким испарением и достаточно хорошими реологическими характеристиками. Применяется в основном на металлургических и металлообрабатывающих производствах для смазки "грубых" узлов трения. Может служить заменой литиевой смазкой при использовании в сельхозтехнике.
Синергетическое взаимодействие коллоидного графита и стабилизирующих агентов в смазочных графитсодержащих материалах российской компании «Интеравто» обуславливает:
Как демонстрируют исследования и тестирования смазок «Графитол», «ГТШ» и «ПФМС-4» в реальных эксплуатационных условиях свободные валентности графита на кромках разрушенных кристаллитов заполняются за счет хемосорбции кислорода, находящегося в воздухе или воде, что снижает повторное образование конгломератов и поверхностную энергию твердого компонента. Соответственно отличный антифрикционный и прецизионный противоизносный эффект смазочных материалов достигается за счет того, что окиси металлов не изменяют поверхностную энергию графита, не адсорбируются на нем и вступают с ним в адгезивные связи.
Поэтому выше названые продукты компании «Интеравто» обеспечивают стабильную смазку даже в случае отсутствия адсорбированной пленки конденсирующихся газов, а также при повышенной влажности и высоких нагрузках. Их можно использовать для смазывания подшипниковых узлов, охлаждаемых водой или эмульсиями, и для обработки плунжеров водяных насосов. Также их применение снижает потери на трение и позволяет облегчить пуск агрегатов при низких температурах и оптимизировать работу оборудования в повторно-кратковременном режиме функционирования.
Следует учесть, что частичная утрата смазывающих свойств возможна в вакууме и на полированных деталях. В первом случае происходит слипание конгломератов, а во втором - сила адгезии графитовых частиц к металлу становится меньше, чем сопротивление сдвигу между плоскостями материала. Зато при работе под нагрузкой оптимальная концентрация графитовых частиц в составе смазочных пленок, образованных выше названными продуктами, обуславливает пластичную деформацию существующих неровностей и способствует:
Смазки длительное время сохраняют пластичность в узлах трения и демонстрируют хорошую коллоидную и удовлетворительную термоокислительную стабильность. Они великолепно выполняют антифрикционную и буферную функцию и прекрасно предотвращают заедание и проскальзывание трущихся поверхностей даже при нарушении нормированного режима смазывания.
Для улучшения трибологических свойств, антифрикционных качеств и несущей способности в консистентные смазки, загущенные мылами и комплексными мылами лития, натрия или кальция, часто вводят коллоидный графит. Этот природный слоистый минерал обладает гексагональной кристаллографической решеткой и уникальными физико-химическими свойствами. Он:
Такие качества делают графит наиболее перспективным материалом для улучшения таких эксплуатационных свойств смазочных материалов как механическая стабильность, гидрофобность и упорядочивание износа. К тому же данный минерал электропроводен и способен абсорбировать свободный кислород на продуктах износа и тем самым минимизировать их слияние в крупные фракции.
Соответственно графитсодержащие смазки демонстрируют низкую химическую активность, термостойкость, улучшенную адгезию и низкий коэффициент трения. К тому же введение графита, в состав смазки лишь незначительно приводит к ее удорожанию, но при этом многократно увеличивает срок службы и улучшает эксплуатационные свойства. И, главное, при этом достигается высокая стойкость продукта к критическим нагрузкам и его способность обеспечивать смазывающий эффект даже, когда происходит разрыв масляной пленки или испаряется дисперсная среда. В таких случаях микроскопические частицы графита обеспечивают смазывание трущихся поверхностей и тем самым защищают их от деструктуризации из-за граничного трения, предупреждают заедания и появление задиров и, снижая износ, способствуют увеличению эксплуатационного срока службы деталей.
Преимущества и особенности графитовой смазки также во многом определены физико-химическими свойствами этого минерала, к тому же он демонстрирует отменную синергию с другими веществами и соединениями.
К недостаткам можно отнести удовлетворительную эффективность в высокоскоростных узлах и ограниченное применение в приборах высокой точности. Большинство таких смазочных материалов работоспособны в интервале -20 ÷ + 70˚С, отлично предупреждают коррозию и хорошо себя показывают при обслуживании тяжелонагруженных малооборотных механизмов.
Но использование в качестве базовой основы синтетического масла и введение ультрадисперсного графитового порошка позволяет расширить сферу применения таких смазок и улучшить их физико-химические свойства.
В ассортименте компании «Интеравто» уже представлены синтетические и графитсодержащие продукты, способные обеспечивать стабильное смазывание в пределах температур от -40 до +400˚С, многократно снижающие вероятность схватывания и сваривания сопряженных деталей и существенно минимизирующие износ трущихся поверхностей.
Разработка графитовой смазки потребовалось в связи со стремительным развитием в области машиностроения, что в свою очередь повлекло необходимость улучшения эксплуатационных характеристик смазки и усовершенствование ее состава.
Характеристики смазки зависят от нескольких компонентов, в частности они напрямую зависят от базового масла, которое используется при изготовлении смазки, типа и характеристик загустителя, который добавляется в ее состав даже в незначительном их объеме, а также от твердых наполнителей и присадок.
Стоит отметить, что пластичные смазки с добавлением графита имеют несколько основных преимуществ, которые выгодно выделяют их среди традиционных смазок:
Особого внимания стоит состав графитной смазки, который полностью исключает примеси абразивного типа и частицы наполнителя, которые содержат мелкодисперсные вкрапления. Смазки с добавлением графита, изготовленные по данной технологии, обеспечивают высокую теплопроводимость, эффективно применяются при повышенных температурах, позволяют значительно снизить износ при интенсивной обработке поверхностей.
Графитная смазка может быть изготовлена из полностью натуральных материалов, а также содержать масла, которые изготовлены на основе минеральных или синтетических составляющих, которые включают в себя загустители литиевого или органического типа. Такая смазка имеет ряд дополнительных преимуществ, одним из них являются антифрикционные свойства, а также повышенная несущая способность.
Являются универсальными, они комбинируют в себе разные свойства эксплуатации, например обычные и специальные. Стоит отметить также преимущества графита, как основного составляющего графитовой смазки:
Смазка такого типа отлично подойдет для дополнительной протекции металла, а также для устранения скрипов, но этим не заканчивается. Также среди преимуществ графита в смазке следует выделить то, что его молекулы хорошо взаимодействует с окисями других металлов, графит слабо притягивается другим частичкам, таким образом гарантируется высокая несущая способность пленки и дополнительная защита при фрикционном трении.
Графитовая смазка может быть изготовлена на основе кольцевого загустителя и по составу она будет напоминать всем известный солидол. Кальциевый загуститель позволяет обеспечить повышенную устойчивость к высоким температурам, а также к их перепаду.
Сферы применения графитовой смазки могут быть , она используется на запорной арматуре, при установке специальных подвесов, подвесок спецтехники, при ремонте и монтаже открытых зубчатых передач и рессор, кроме того, она может применяться для тихоходных подшипников.
На нашем сайте,вы можете ознакомиться с каталогом графитовых смазок, а также другой продукцией нашего предприятия.
Смазывающие свойства графита известны давно: еще в 18 веке его использовали для обеспечения плавной и бесшумной работы механизмов подъемных устройств. Широкое применение графита в наше время связано с развитием различных отраслей промышленности, включая ядерную энергетику. Прогресс в области машиностроения обусловил появление большого ассортимента смазочных материалов, в том числе высоковязких и пластичных смазок с добавлением графита.
Графитную смазку изготавливают путем загущения нефтяного масла кальциевым мылом и графитом. Получившимся в результате составом, по внешнему виду напоминающим однородную мазь от темно-коричневого до черного цвета, обрабатывают стальные и медные поверхности, склонные к окислению. Хорошая связь графитных пленок с окислами металлов (но не с благородными металлами) обусловлена структурными особенностями графита: его молекулы слабо связаны друг с другом, между слоями всегда присутствуют молекулы воды и кислорода. По этой же причине графит утрачивает свойства хорошего смазочного материала в вакууме.
Характеристики графитовой смазки определяются компонентами, из которых она состоит. Состав графитовой смазки (устаревшее название «графитная УСсА») в советское время устанавливал ГОСТ 3333-80. Упрощенное описание её изготовления выглядит примерно так: синтетическое или органическое вязкое масло (полученное из нефти) загущается добавлением в него кальциевого мыла и графитового порошка. Если максимально упростить – солидол перемешивается с толчёным графитом. Толченый графит Графит (измельченный уголь), составляющий основу графитовой смазки, способен заполнять микроскопические неровности в деталях, снижая при этом трение.
Применение в составе смазки такого материала, как графит, не случайно – его использовали для уменьшения трения между деталями ещё 300 лет назад. Графит, как известно – это не что иное, как углерод (уголь), но в более «рыхлом» состоянии, в результате чего он способен заполнить микроскопические неровности в деталях (царапины, раковины, следы от режущего и обрабатывающего инструмента и т.д.). Такое «заглаживание» поверхностей значительно снижает коэффициент трения. Солидол же обеспечивает жидкостное трение деталей – в общем, работает, как любая другая смазка, но в сочетании с графитом, позволяет последнему удерживаться в зоне трения деталей – валов, шестерён и т.д.
В действующем ГОСТ 3333-80, а также соответствующих технических условиях указаны технические и эксплуатационные характеристики графитовой смазки.
Характеристика | Значение |
---|---|
Температурный интервал применения | от -20°С до +60°С (однако допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах) |
Плотность, г/см³ | 1,4…1,73 |
Температура каплепадения | не ниже +77°С |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием (60 двойных тактов) | не менее 250 мм/10 |
Коллоидная стабильность, % выделившегося масла | не более 5 |
Массовая доля воды | не более 3% |
Предел прочности на сдвиг при +50°С | не менее 100 Па (1,0 гс/см²) |
Вязкость при 0°С в среднем градиенте скорости деформации 10 1/с | не более 100 Па с |
Предел прочности при +20°С, кг/см² | |
на растяжение | 120 |
на сжатие | 270…600 |
Электрическое сопротивление | 5030 ом см |
Температура, °С | |
разложения | 3290 |
максимально допустимая эксплуатационная | 540 |
средняя допустимая эксплуатационная | 425 |
Продукты окисления смазки | СО, СО2 |
Класс NLGI | 2 |
Обозначение по ГОСТ 23258 | СКа 2/7-г2 |
При работе со смазкой необходимо помнить и соблюдать приведенные ниже правила безопасной эксплуатации графитовой смазки.
При работе со смазкой соблюдайте следующие правила техники безопасности и пожаробезопасности:
Гарантийный срок хранения смазки - пять лет со дня изготовления.
Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.
Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.
Если необходимо изготовить ограниченное количество такого материала, можно стесать ножом немного графита с карандашного грифеля, и смешать с литолом или солидолом.
Характеристики пластичной графитовой смазки:
Сам по себе графит хорошо проводит тепло, электричество, не разрушается под воздействием влаги, не подвержен воздействию статического электричества, а также термически устойчив (может выдерживать высокую температуру). Все эти свойства, хоть и в меньшей мере имеет и соответствующий смазочный материал.
Чем хороша графитовая смазка? К ее преимуществам относят:
Еще одним немаловажным преимуществом графитовой смазки является ее низкая цена при удовлетворительных эксплуатационных характеристиках . Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в настоящее время существует множество других, более совершенных смазочных материалов, которые хотя и дороже стоят, но обладают лучшими показателями.
Однако есть у графитовой смазки и недостатки. В частности, ее нельзя использовать в механизмах с высокой точностью работы, так как твердые примеси, имеющиеся в графите, будут способствовать повышенному износу деталей;
Ниже разберем, где используется и для чего предназначена смазка. Сфера применяемости вещества достаточно распространенная. Средство находит свое назначение не только в автомобиле, но и в быту, а также промышленности.
Расходным веществом смазывают велосипедные цепи, замки, дверные петли квартир, гаражей, а также тросовые приводы тормозных систем. Благодаря густоте смазку можно смешивать с растворителями. В результате этого вещество попадает в труднодоступные места. После нанесения растворитель испаряется, а смазка остается. Средство можно использовать в обработке резиновых и пластиковых деталей, а также поверхностей, пропитанных лакокрасочным покрытием.
В промышленности смазка нужна для обработки:
Пользователь Антон КПД Гомель в своем ролике рассказал о разных смазочных средствах, в том числе графитовой смазке.
Где применяется смазочное вещество в авто:
Автовладельцы часто используют вещество для обработки направляющих суппортов. Если имеется аэрозольное средство, то им можно смазать тормозные диски, барабаны и фланцы ступиц, это позволит предотвратить возможное прикипание материала. Благодаря спрею вещество эффективно попадет в труднодоступное место и обработает поверхность обезжиривающим составом.
При сборке механизмов смазку можно нанести на резьбовую часть деталей, это позволит обеспечить более упрощенное выкручивание винтов и гаек при дальнейшем выполнении ремонтных работ. Что касается подшипников, то на данный момент при производстве устройств закрытого типа вещество не используется. Но производители регулярно работают над изготовлением новых составов, поэтому в скором будущем возможно появление на рынке специального средства, предназначенного для подшипниковых деталей. На данный момент для этой цели лучше использовать Литол.
На сегодняшний день графитный смазочный материал выпускают почти все изготовители моторных жидкостей:
На силовых электрических контактах графитка не создаёт дополнительного сопротивления. При защите электрических соединений она не создаёт дополнительного сопротивления, в отличие от других смазок, поэтому ею можно защищать даже силовые контакты – например, при подсоединении «плюсового» провода к стартеру. Это очень важный момент – защита контакта плохо проводящим ток покрытием может привести к его нагреву и возгоранию проводки.
Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.
Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество : высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.
Поэтому медная смазка, в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.
Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.
Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.
Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.
При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» - 100% диэлектрик.