Главная » Бортовой компьютер » Что такое электрическое моноколесо и как на нем ездить. Принцип работы моноколеса Удобные накладки на корпус

Что такое электрическое моноколесо и как на нем ездить. Принцип работы моноколеса Удобные накладки на корпус

Встреча

Нельзя сказать, что концепция моноколеса сразила меня совсем с нуля. В 2008 году я размышлял, не купить ли скутер, в районе 2012 присматривался к электровелосипедам. Обычный велосипед меня не интересовал, потому что до разных мест работы последние годы расстояние от дома составляло в районе 15 км, а знакомые и коллеги, которые ездили на велосипедах, преодолевали не больше половины этого расстояния. Самобалансирующиеся электрические устройства были мне известны, но совершенно не вдохновляли - сегвеи были дороги и громоздки, а широко распространившиеся в 2016 гироскутеры не могли решить задачу передвижения на большие расстояния по городу. Первый человек на моноколесе проехал мимо меня в мае 2016 года, его заметили из окна коллеги, но по каким-то причинам проигнорировал я. Можно восстановить дату, когда я узнал о моноколесах - 22 июля я прочитал пост в ЖЖ и стал копать в этом направлении. Аппарат выглядел компактным, очень стильным и способным довезти меня до работы и обратно. Спустя неделю просмотра роликов и фотографий я четко понял, что очень хочу этот вид транспорта.

Логика выбора

Как выбрать наиболее подходящую модель? Я старался действовать рационально, поэтому стал определять основные ограничения. Главным из них была возможность проехать 30 км на одной зарядке - возить с собой зарядное устройство и заряжать колесо дома и на работе было бы очень неудобно. По указанным в магазинах характеристикам формально впритык подошли бы колеса с емкостью батарей 340 Вт*ч, но китайским ваттам я не доверял ни капельки и решил применить понижающий коэффициент. В районе 500 Вт*ч моделей тогда не было, да и двойной запас выглядел разумной мерой предосторожности, так что минимально приемлемой становилась батарея 680 Вт*ч. Летом 2016 такие модели предлагали Kingsong и Gotway. И у первых был агрегат с совершенно шикарной эргономикой - выдвижной ручкой, фарами с обеих сторон, закрытым продуманным корпусом. Ну и иррационально меня привлекло вот это видео.

Вообще, подобные клипы прекрасно служат популяризации моноколес. Много позже мне написал человек, увлекшийся темой из-за уже моих роликов с покатушками . Вышедшая в начале 2016 года модель KS-16A уже морально устарела, но дизайн корпуса получился удивительно удачным, на его базе Kingsong создает новые колеса. По результатам эксплуатации выбор считаю правильным - 680 Вт*ч в моих условиях хватает на ~45 км, а эргономика действительно оказалась отличной.

Обучение

Следующий очевидный этап - научиться ездить. С одной стороны, любой, кто может стоять на ногах, может ездить на моноколесе - в обоих случаях мозг решает задачу поддержания неустойчивого равновесия. С другой стороны, это новый навык, которому надо учиться, поэтому, увы, встречаются люди, которым не хватило терпения. Особенно плохо будут обстоять дела, если учиться неправильно. Пока колесо было в пути, я посмотрел и почитал разные обучающие материалы, и был теоретически готов. Увы, практика показала, что выбранный способ обучения мне категорически не подходил, за неделю я застрял на попытках делать упражнение «длинный шаг» без видимого прогресса. Зато спустя два дня езды с опорой на плечо жены я поехал самостоятельно. Упражнения в видео полезны, но, но по моему опыту, лучший способ научиться - найти кого-нибудь и учиться ездить, опираясь на его плечо. Уже в этом году я научил кататься жену, и в ее случае тоже дело шло гораздо лучше с опорой. Хотя в интернете можно найти истории, как люди научились быстро и сами при помощи «длинного шага». Как минимум попробуйте, вдруг вам повезет?

Кривая наглости и безопасность

У многих возникает вопрос - безопасно ли ездить на транспортном средстве, у которого всего одно колесо? Воображение может рисовать страшные картины внезапно отключающегося на полном ходу колеса с последующим падением. Но реальный опыт показывает, что контроллер, поддерживающий равновесие, сгорает обычно на малой скорости в условиях наличия препятствий, и на десятки тысяч пройденных километров российского моноколесного сообщества есть буквально единичные случаи аварий на ходу, когда, например, сгорает датчик Холла (стоит в колесе для определения его положения контроллером). Лично у меня на 2300 км было четыре достойных упоминания падения, ни одно из них не было связано с отказом техники, и, благодаря защите, я сохранил в целости не только тушку, но и одежду. Вообще, как минимум по финансовым соображениям я всегда советую ездить в роллерной защите - купленная за тысячу рублей она сэкономила тысяч десять на не порванных джинсах, рубашках и куртках.

Первый случай попал на видео. В конце прогулки я заехал явно не туда, и, не успев выбраться, въехал в участок более мягкой и глубокой грязи, в котором колесо забуксовало и сбросило. В целом глубокий мягкий песок или грязь непроходимы для колеса, учитывайте это. Необходимо постоянно оценивать дорогу впереди, и лучше сбавить скорость, чем внезапно оказаться в опасности. Во влажную погоду нужно повышенное внимание, однажды я недооценил степень скользкости грязи, колесо повело, я сумел с ним справиться, но, все равно, ощущение не из приятных.

Во втором случае я возвращался затемно с работы. Прошел и растаял первый снег - сыро как после легкого дождя. В какой-то момент вижу, что еду параллельно небольшому уступу асфальта (слева чуть выше, справа чуть ниже). Успеваю подумать «так колесо будет цепляться боком покрышки об этот уступ, это неправильно, надо уходить вбок», может быть, даже начинаю поворачивать, как колесо вылетает из-под ног вправо, а я лечу вперед. Опять же спасибо защите - все царапины и потертости остались на ней.

В третьем случае причина была исключительно психологическая. Естественно, что первые поездки выполнялись медленно и осторожно. Затем с ростом уверенности начала увеличиваться скорость езды. К сожалению, управление весом на моноколесе настолько приятно, что провоцирует гнать быстрее и маневрировать активнее. Ну и дальше оставалось только подождать, когда это приведет к падению. На моей обычной дороге с/на работу есть длинный забор с проездами. Поскольку не видно, что за забором, то я всегда притормаживаю. Но, раз обычно там никого не оказывается, тормозить несколько обидно. Ну и в один прекрасный день я решил затормозить резко, чтобы, заодно, проверить маневренность колеса. Ну и проверил - подал на колесо слишком большую нагрузку («продавил») и на скорости больше 20 км/ч полетел рыбкой вперед. О том, что скорость в начале падения была большая я задумался еще до остановки - «что-то долго я по асфальту скольжу, пора бы и остановиться». И это падение тоже обошлось без каких-то последствий.

Ну и, наконец, четвертый случай является единственным падением в 2017 году и включен сюда из-за его поучительности, а не серьезности. Еду как-то раз по привычной дороге на работу, скорость где-то 25 км/ч. В одном месте участок старой плитки, подъезжая, думаю: «Что-то у нее цвет необычный… Песка насыпали что ли… А! Плитку сняли! Я ж сейчас в глубокий песок въеду и грохнусь! Надо тормозить и спрыгивать!» Ну и спрыгнул. Потерял равновесие, на остатках скорости упал в песок, защита на коленях и ладонях в песке и пыли, и снова никаких повреждений. Если бы ехал медленнее или же не решил аварийно прекращать движение, ничего бы не случилось - проехать там было можно.

Для охлаждения желания гонять и более адекватной оценки своих возможностей рекомендую регулярно читать тему «Падения и травмы» на форуме электротранспорта. Моноколес не стоит бояться, на них можно ездить долго и безопасно, но, в то же время, неосторожность или излишняя самоуверенность могут легко привести к травме. Будьте внимательны и ездите безопасно!

Зимовка



Если честно, конкретно в этот день был мягкий снег, и ехать было невозможно

Как это ни удивительно, но зима не является абсолютным препятствием для моноколеса. Да, нужно тепло одеваться, и далеко не все дороги остаются доступными, но ездить вполне можно. В принципе, можно ездить и не модифицируя колесо, но будут полезны следующие операции:

  1. Утепление батарей. Литий-ионные батареи могут разряжаться до -10, но вот заряжаться только не ниже нуля, а в моноколесе почти при каждом торможении включается рекуперация . К тому же, холодные батареи теряют емкость.
  2. Замена покрышки. На летних сликах можно ездить по снегу, но вот маневры на льду будут невозможны.
  3. Дополнительная гидроизоляция. Снег набивается в колесный отсек, а реагенты, которыми посыпают дороги, химически агрессивны.
Конкретно в моем случае зимой совершенно терялась возможность проехать на работу - на пути был путепровод и малолюдный участок, которые заметались намертво, а ездить по проезжей части оживленной магистрали не хотелось. Поэтому из всех вариантов я выбрал только утепление батарей - для поездок по паркам и прогулочных целей это казалось самым подходящим вариантом. Для утепления использовалась обычная теплолента, наматывающаяся вокруг батарей в два слоя.

Зимой батареи держались просто занимая все место в отсеке, а весной я убрал ленту и снова посадил батареи на двойной скотч.

Если вы живете в большом городе, то колесо возможно будет эксплуатироваться круглый год. Сейчас самое время понаблюдать за состоянием дорог - будут ли они пригодны для перемещения на колесе зимой.

Надежность

В принципе, моноколесо - довольно надежный агрегат, и можно долго ездить без поломок. В то же время вы участвуете в «аварийной лотерее». Например, у меня за все время ничего не случилось с контроллером (наиболее распространенный вид отказов), но зато выпала авария нового типа, появившаяся совсем недавно. Кроме этого были еще две потенциально неприятные ситуации.

В первом случае сгорел предохранитель. Прошел дождь, асфальт сырой, в воздухе очень мелкая морось. Проехав примерно сто метров от офиса до пешеходного перехода, я спешиваюсь, выдвигаю ручку и перехожу дорогу. На другой стороне дороги высокий бордюр, я поднимаю включенное колесо, как бы закидывая его на бордюр, так, что оно оказывается наклоненным в мою сторону:

Колесо раскручивается, касается бордюрного камня и продолжает крутиться, пробуксовывая (слышен звук трущегося колеса, и не чувствуется никакого давления на ручке). Колесо успевает пикнуть один раз и отключается. После этого нажатия кнопки питания ничего не дают.

Полезно знать: Если ваше моноколесо выключилось и не включается, то попробуйте покрутить непосредственно колесо руками. Если крутится с трудом и рывками, скорее всего вышел из строя контроллер. Если вращается свободно - проблема в чем-то другом.

В моем случае колесо вращалось свободно, и оставалась надежда, что сгорел предохранитель. Увы, конкретно на этой модели, чтобы до него добраться, нужно разбирать весь корпус. Кстати, для моноколес уже давно выпускаются обновления прошивок и приложения для телефонов. Конкретно на этой модели был баг, подававший излишний ток в определенных ситуациях, возможно, предохранитель сгорел из-за него. Спустя некоторое время вышла новая прошивка, где баг исправили.

Во втором случае был явно не мой день. Еду на работу и замечаю, что на кочках и при спрыгивании с бордюров раздается звук будто бы удара металла по металлу, причем, по ощущениям, на левой педали. Еду и думаю, пружина на педали сломалась, что ли? Колесо ведет себя хорошо, поэтому доехал 15 км до работы. Проверяю педаль - все выглядит нормальным. Вечером отправляюсь в обратный путь - звук раздается теперь на каждой кочке, явно что-то не в порядке. Не хочу рисковать, доезжаю до остановки, чтобы отправиться дальше автобусом. И тут колесо не выключается! Нажимаю кнопку еще раз - ноль реакции.

Знайте баги вашей модели! У ранних версий KS-16A очень редко колесо отказывалось выключаться. Правильные действия - не наклоняя вперед/назад, положить набок и ждать.

Сижу на остановке антирекламой моноколес, коротаю ожидание контролем времени и невеселыми размышлениями. Спустя 2-3 минуты колесо выключается. Включаю, вроде все ОК. Еду с остановки до дома - колесо работает, но металлический звук, похоже, стал еще хуже. Осматриваю колесо дома. Если ударять шиной об пол без нагрузки, звука нет. На левой половине мотор-колеса свежая круговая царапина. Влезаю на колесо, ставлю камеру и записываю видео - так и есть - левая стойка прогибается и цепляет корпус. Сначала я грешил на погнувшуюся педаль, но реальность оказалась хуже.

Что общего у моноколеса, паровоза и реактивного лайнера? Когда их начали активно эксплуатировать, там проявилась усталость металла. Диаметр оси был, скорее всего, выбран стандартный для какой-то другой техники, не учитывая нагрузки моноколеса. В результате на оси возникала усталостная трещина, которая разрасталась и в итоге ломала ось. У всех производителей, колеса которых активно и долго эксплуатировались, эта проблема проявилась в 2017 году. Ось выходила из строя обычно после первой тысячи километров, и, несмотря на то, что серьезными нагрузками можно было повысить вероятность отказа, происходил он случайно. Например, я катался аккуратно, прыгать не научился, был не самым толстым ездоком и все равно поймал эту проблему.

Тут самое место подчеркнуть, что, приобретая моноколесо, не пожалейте денег на покупку в магазине, дающем гарантийные обязательства. Новый контроллер стоит несколько тысяч, а мотор-колесо - примерно десять. В моем случае гарантия окупилась с лихвой - мне прислали на замену мотор-колесо. И тут началось новое веселье - дело в том, что производитель изменил спецификацию и с какого-то момента стал делать ось на два миллиметра толще. Это хорошо и правильно, потому что ось будет ломаться реже, но я сумел сорвать резьбу на креплении стойки педалей раньше, чем это заметил. В решении проблемы я пошел двумя путями сразу - старую стойку я отдал на нарезку большей резьбы и, параллельно, попросил выслать вторую пару стоек. Старые стойки сделали так себе, а когда приехали новые, выяснилось, что производители изменили пару размеров и там. В результате на несколько вечеров у меня появилось хобби - выпиливание по металлу и пластику. Новые стойки нужно было подпилить, чтобы на них можно было поставить старые педали.

А в крышках надо было пропилить отверстия под сместившиеся вниз отверстия в стойках.

Как ни удивительно, но собранное колесо включилось и прекрасно проехало с тех пор примерно 800 км. Ремонт занял у меня 2,5 месяца, с середины мая по конец июля. На всякий случай специально уточню - поскольку здесь повествование концентрировалось на проблемах, может показаться, что я недоволен моделью или фирмой-производителем. Это не так.

Кстати, обычное техническое обслуживание колеса минимально - протереть от пыли, проверить давление в камере (рабочее давление 2,5-3,5 атмосферы в зависимости от дорожных условий и личных вкусов), в городах, где активно сыпят реагенты в зимний период, помыть после поездки (поставить в ванну, направить душ на покрышку и чуть наклонить колесо).

Прочее

На фото в публикации виден ремень, которым колесо за ручку крепится к поясу. Необходимость этого приспособления спорна, но лично я считаю его полезным - в случае падения колесо не сможет далеко укатиться. Когда на моем маршруте есть участки, где слева оживленная трасса, а справа - откос на железную дорогу, желание не потерять колесо перевешивает повышенную с ремнем опасность травмироваться о колесо при падении.

Однозначно полезными приспособлениями являются:

  • Роллерная защита - да, я не устану напоминать о ее важности.
  • Велосипедный насос с манометром - удобнее, чем определять на ощупь.
  • Рюкзак - я возил и довольно тяжелые грузы, это было удобно.
  • Очки - насекомые, попадающие в глаз даже в октябре, - это печальная реальность.
  • Наушники с костной проводимостью - не закрывают ухо и не мешают прохожим, как динамики на колесе.
  • Обувь с плоской тонкой подошвой - но не переборщите, в сланцах ездить небезопасно.
  • Приложения для смартфона - родное от производителя, логгер WheelLog (совместим с самыми распространенными моделями), велосипедный трекер (мне нравится Urban Biker).
  • Отражатели и индикация для езды в темное время суток - не только повышают безопасность, но и прикольно смотрятся.
  • Кому-то нравятся еще велосипедный звонок и зеркало, но я не пользовался.

Заключение

Говорят, что влюбленность сохраняется примерно полтора года. Если это применимо к гаджетам, то в моем случае влюбленность явно переросла в любовь. Яркость увлечения немного угасла, но я по-прежнему убежден, что моноколесо - это один из видов транспорта будущего, причем, доставляющий больше всего удовольствия от езды.

Прежде чем разбираться, как работает моноколесо, давайте рассмотрим, из чего оно состоит. Верхняя часть колеса скрыта корпусом, который изготавливается из прочного пластика, стойкого к ударам. На самом верху корпуса есть ручка для переноски, обычно изготовленная из того же пластика. Под ручкой находится панель управления, состоящая из разъема для подключения зарядного устройства, кнопки для включения и выключения, а также (в зависимости от модели) там может быть индикатор заряда аккумулятора.

Под панелью управления внутри корпуса находится аккумулятор (батарея), а снаружи по бокам есть резиновые подкладки, предназначенные для более комфортного управления колесом. Ниже резиновых подкладок по обеим сторонам расположены металлические складные подножки.

Аккумуляторная батарея у моноколеса устроена следующим образом: промышленные незащищенные высокомощные аккумуляторы (в основном используются такие фирмы, как SONY, Samsung, Panasonic) соединяют между собой и подключают к компьютеру, который в свою очередь контролирует процесс заряда и разряда, потом туго изолируют, и получается аккумуляторная батарея.


Само колесо, верхняя часть которого скрыта корпусом, состоит из шины, обода, спиц и оси.
Также под корпусом находится материнская плата (или компьютер) и магниты.

Принцип работы моноколеса довольно таки простой.

Внутри колеса расположены электромагниты. Рядом установлены магниты и закреплены на ободе колеса. Для того чтобы моноколесо начало движение, гироскоп определяет наклон колеса, и компьютер направляет ток от аккумулятора на каждый электромагнит. Это создаёт магнитное поле, которое и оказывает воздействие на магниты, закреплённые на ободе колеса. Каждый магнит имеет свои собственные полюса: южный и северный. Если поднести два магнита южными полюсами или северными друг к другу - они будут отталкиваться, а если разноимёнными: северный полюс одного магнита к южному полюсу другого - то они притянутся. Когда полюса электромагнитов и магнитов оказывается в положении север/юг, то моноцикл начинает ехать назад.

Если гироскоп определяет, что моноколесо перестало ехать назад, и необходимо начать движение вперёд, то компьютер изменяет направление тока, которое проходит через электромагниты, тем самым меняя полюса электромагнитов. Теперь полюса электромагнитов и магнитов оказывается в положении север/север, юг/юг. И электрическое моноколесо начинает движение вперёд.

Равновесие моноколесо удерживает при помощи встроенных гироскопических датчиков, которые работают как внутреннее ухо у человека.

Если человек стоит, а потом сильно наклоняется вперёд, то в большинстве случаев он не падает, потому что в это время жидкость во внутреннем ухе человека меняет своё положение, чем посылает сигнал в мозг, в результате чего человек выставляет ногу вперед, восстанавливая равновесие.

Моноколесо работает примерно также. Когда вы, стоя на моноколесе, наклоняетесь вперёд, гироскоп (как человеческое внутреннее ухо) подает сигнал микропроцессору (как мозгу), в результате чего колесо поворачивается со скоростью, необходимой для движения вперед. Благодаря такой системе, моноколесу удается балансировать, оставаясь в вертикальном положении.

Моноколесо - это новое поколение безопасного персонального транспортного средства, имеющее массу преимуществ перед другими видами транспорта.

Постарался собрать наиболее часто задаваемые на улице вопросы относительно сего чудо-девайса и ответить на них. Друзья, дополняйте.

А как рулить, прибавлять газу и тормозить?
Управление моноколесом производится наклонами и поворотами стоп ног, наклонами тела. Переносите вес тела на мыски - колесо ускоряется, на пятки - замедляется. Это исходит из самого принципа динамического поддержания равновесия. Наклоняетесь вперед - колесо пытается компенсировать наклон, ускоряясь в сторону наклона. Соответственно, если держать постоянный угол наклона, колесо будет постоянно двигаться в его сторону. Тормозить оно способно достаточно резко, не хуже остального персонального транспорта. У колеса нет переда и зада, любая сторона является ведущей, ему все равно, в какую сторону крутиться. Вообще, совершенно гениальное изобретение: включаешь кнопку и едешь, ни за что не держась.

На сколько часов его хватает?
Запас хода у моноколеса зависит от модели, веса райдера и рельефа дороги, и составляет в среднем от 15 до 30 км.

А скорость какая?
Скорость у большинства моноколес искусственно ограничивается 12 км/ч, после чего колесо начинает предупреждающе пищать и наклонять подножки назад, усложняя дальнейшее ускорение. Эта скорость считается предельной безопасной, чтобы в случае нештатной ситуации райдер успел спрыгнуть с падающего колеса и продолжил движение бегом. Происходит такой спрыг безопасно и рефлекторно. Исключение составляют «спортивные» Rockwheel, разгоняющиеся до 30+ км/ч.

А оно только по ровной поверхности едет? Можно на нем ехать по плитке, гравию, заезжать в горки, на бордюры?
После того, как райдер начинает уверенно держать равновесие на колесе, никакой тип покрытия городских и парковых дорожек не является проблемой для движения. На плитке чуть трясет и водит по сторонам (зависит от типа плитки), но ехать вполне можно. По утрамбованной земле и спрессованному гравию колесо также едет без проблем. В небольшие, высотой в несколько сантиметров, бордюры колесо без проблем заезжает (это все городские пешеходные переходы с пандусами для людей с ограниченными возможностями), а при более высоких колесо лучше выключать и переносить его через них. Впрочем, можно научиться и запрыгивать, зажимая колесо ногами (ищите на форуме, народ прыгает вовсю). Колесо заезжает в достаточно крутые горки, куда и велосипедисту трудновато въехать. Предельный угол зависит от мощности колеса и веса райдера.

Удобно ли такое транспортное средство? Не устают ли ноги, много ли можно на моноколесе проехать?
Основная проблема при использовании моноколеса для поездок на относительно большие (10+ км) расстояния - устают ноги. Во-первых, затекают ступни из-за нагрузки в одном положении, во-вторых, устают мышцы ног, так как ехать приходится на немного согнутых в коленях ногах (так получается естественным образом плюс так ноги работают как амортизаторы на неровностях). Но никто не мешает делать короткие остановки, в течение минуты размять затекшие конечности, а затем продолжить путь. Моноколесо подойдет в качестве ср-ва городского подскока между метро и офисом, а также рекреационных покатушек по паркам. Кстати, спор о том, что для подскока лучше, уницикл или электросамокат, можно найти здесь: . Еще интересный факт, отмечаемый многими райдерами: езда на моноколесе - все-таки небольшой фитнес. Тело работает, ноги постоянно напряжены. В итоге до работы добираешься слегка вспотевшим. Не так, как на велосипеде (не электро-), и тем не менее. И еще про усталость ног: при регулярных тренировках быстро укрепляются соответствующие мышцы, и первоначальный дискомфорт длительного стояния на подсогнутых ногах практически исчезает.

Какое колесо купить?
На российском рынке наиболее распространены моноколеса компаний Airwheel и IPS. Дилеры предлагают гарантию и сервисное обслуживание. Это важно, т. к., судя по форумной статистике, у колес, бывает, горит электроника. За исключением деталей, эти две марки примерно одинаковы. IPS обсуждаются здесь.

Моноколесо – это компактный одноместный электрический самоходный транспорт, предназначенный для перемещения человека массой тела до 120 кг. Также его называют электроколесом и моноциклом. Данный вид транспорта относится к развлекательному. Внешне он напоминает небольшое узкое колесо с боковыми опорами для постановки ног. Чтобы перемещаться на моноколесе, необходимо обладать чувством равновесия, которое можно сравнить с ездой на велосипеде. Моноцикл, в отличие от прочего современного развлекательного электротранспорта, способен ездить не только по асфальту, но и по траве, уплотненной грунтовой дороге, неглубоком песке и снегу.

Как устроено моноколесо

Составными частями моноколеса являются:

  • Пневматическое колесо.
  • Аккумулятор.
  • Двигатель.
  • Датчики.
  • Плата управления.

Моноцикл внешне напоминает обычное небольшое колесо, которое частично скрыто в компактном пластиковом корпусе. Наверху находится рукоятка для удобного ношения. Под корпусом имеется гнездо для зарядки, от обычной розетки, и кнопки управления. При использовании моноколесо укладывается на дорожное покрытие, после чего откидываются подножки. Боковые части корпуса имеют мягкие вставки для предотвращения натирания ног при движении.

Движущей основой конструкции является колесо, состоящее из шины и обода со спицами. Оно накачивается воздухом обычным насосом до давления около 2,5 атмосферы. Также внутри спрятана аккумуляторная батарея. Она закрыта герметичным боксом, поэтому изолирована от влажной среды.

В корпусе спрятан специфический электрический двигатель, который получает питание от батареи, обеспечивая вращение колеса. В моноколесе реализована свежая идея передачи вращательного движения. Непосредственно в самом колесе спрятаны электромагнитные катушки, а на ступице закреплены постоянные магниты. В результате само колесо является частью двигателя, которая вынуждена вращаться в результате образования отталкивающего воздействия.

Также для обеспечения плавной работы данного механизма применяется электронное управление, которое анализирует положение моноцикла путем снятия данных из датчиков.

Применяемая в комплекте батарея в зависимости от модели рассчитана до 2000 зарядных циклов. Продолжительность зарядки обычно составляет от 1-1,5 часов. Иногда в корпус установлено дополнительное оборудование, которое генерирует электрический заряд и пополняет запас батареи, если моноколесо скатывается с горки.

Стандартная скорость для моноцикла составляет 25 км/ч. Все зависит от мощности двигателя. Также аппараты отличаются по емкости аккумулятора. Устройство высшего ценового сегмента имеет запас хода на одном заряде до 65 км. Этого будет достаточно для развлекательных поездок на протяжении нескольких дней.

Как управлять

Управление моноколесом несложное, поэтому при умении держать равновесие, этому можно обучиться буквально через несколько минут. Довольно быстро появляются рефлексы, в результате чего управление осуществляется на автоматизме. Встав на колесо, и наклонив тело вперед, будет осуществляться движение. Чем сильнее наклон, тем выше скорость. Чтобы остановиться, необходимо отклониться назад. Устройство обладает плавными тормозами, поэтому при остановке особых рывков не ощущается. Передача сигналов на электромотор, насчет скорости и направления вращения, осуществляется благодаря наличию гироскопических датчиков. Если отклониться назад, то моноколесо поедет в обратную сторону.

Чтобы осуществить поворот необходимо при движении наклонить тело в требуемую сторону. Это можно сделать надавив основной массой на левую или правую ногу в зависимости от того куда нужно свернуть.

Учебные модели

Помимо стандартных моноциклов выпускается и особая модификация с двумя колесами. Они располагаются близко друг к другу, что увеличивает площадь контакта с дорожным полотном. Благодаря этому удерживать равновесие гораздо легче. Такие моноколеса обычно выбирают в тех случаях, если нет опыта удержания равновесия даже при езде на велосипеде. Данные устройства пользуются меньшей популярностью в связи с тем, что они гораздо тяжелее, поскольку в их конструкции используется больше деталей. Стоит также отметить, что двойные моноциклы обладают меньшей устойчивостью при движении на сложном покрытии, к примеру, на неровностях и продольном перемещении по уклону.

Комплектация моноцикла

Стандартный комплект поставки моноколеса включает дополнительное оборудование, такое как шланг для накачки шины и зарядное устройство. Также моноцикл может комплектоваться тренировочными ремнями для удержания равновесия. Более дорогие аппараты могут иметь даже запасной аккумулятор, съемные фонари для подсветки при езде ночью и подставку для вертикальной установки колеса для хранения. Рюкзак для удобного переноса обычно идет в комплекте только с дорогими моделями.

Разновидности по типу привода

Моноколесо может иметь прямой привод или через редуктор. Каждая из этих конструкций имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при покупке стоит ориентироваться в данном вопросе. Если рассматривать особенности эксплуатации моноколеса с прямым приводом, то можно отметить низкий уровень шума и вибрации в связи с отсутствием дополнительных трущихся деталей, которые применяются в редукторах. При этом наблюдается минимальная потеря энергии на ровных дистанциях, что увеличивает запас хода. Также подобное оборудование имеет хорошую динамику. Она быстро разгоняется и тормозит. Естественно, чем меньше деталей, тем меньше вероятность поломки, поэтому такой вариант пользуется спросом.

Электроколесо с редуктором дольше разгоняется, но повышает крутящий момент двигателя. Подобные установки дальше могут двигаться накатом, поскольку к естественному прокручиванию колеса добавляется инерция от вращения самого редуктора. В таких аппаратах устанавливается более компактный двигатель, поскольку редуктор применяется как усилитель выдаваемой мощности.

Хотя варианты с редуктором имеют меньше достоинств, в сравнении с прямым приводом, но и они пользуются популярностью, поскольку хороши при эксплуатации в тяжелых условиях. Если приходится передвигаться по плохому дорожному покрытию или когда нужно периодически подниматься в гору, то устройство с редуктором меньше потребляет заряда батареи в сравнении с прямой передачей. Таким образом, если нет возможности разогнаться на ровном асфальте, то стоит остановиться именно на редукторном моноцикле.

Технические различия между моделями

Сейчас на рынке предложен обширный ассортимент моноколес, поэтому сложно определиться с выбором. Если рассматривать моноциклы по скорости движения, то все имеющиеся модели можно разделить на три категории:

  • Медленные – до 14 км/ч.
  • Среднее – до 20 км/ч.
  • Быстрые – до 26 км/ч.

Естественно, что для движения на скоростном моноколесе требуется наличие опыта. Не стоит брать подобный электротранспорт для ребенка, поскольку это сопровождается повышенной опасностью. Моноколесо часто используется для выполнения различных сложных трюков, таких как маневры между препятствиями и даже прыжки. Если планируете подобное, то стоит отдать предпочтение скоростным мощным устройством, поскольку они позволяют быстро разогнаться для трюка. Для детей лучше приобретать медленные модели с диапазоном скорости 12-14 км/ч.

Судить о скорости и тяговой силе моноколеса можно по мощности двигателя. У аппаратов высшего ценового сегмента она доходит до уровня 2 кВт. Также моноциклы различаются между собой по диаметру колес. Чем они выше, тем лучше проходимость на пересеченной местности. Сейчас выпускаются моноциклы диаметром от 12 до 16 дюймов. Устройства на 12 дюймов отличаются меньшим весом и ценой, поэтому пользуются большим спросом. Они хорошо подходят для ровного асфальта, тротуарной плитки и бетона. Если планируется ездить в парке по грунтовой дороге и травяным лужайкам, то стоит отдать предпочтение моноциклам с большим колесом. Обычно в них устанавливается более емкие батареи, поэтому запас хода увеличен, в сравнении с маленькими моноколесами.

Стоит понимать, что моноцикл - это все-таки экстремальный вид транспорта, поэтому его нельзя доверять детям младше 14 лет. Перед выездом стоит позаботиться об экипировке. Желательно надеть налокотники, наколенники и шлем. Используемая при катании обувь должна быть удобной. Чтобы не пришлось нести моноколесо обратно домой на руках, стоит предварительно заряжать батарею. Нужно учитывать, что запас хода батареи зависит от температуры окружающей среды. Если она ниже 20 градусов, то продолжительность переезда снижается на 10%, от заявленной производителем информации. Несложно догадаться, что весной и осенью когда температура едва выше нуля, заряд будет заканчиваться в разы быстрее, чем летом.

Не стоит ездить на скользкой или мокрой дороге. Это связано с отсутствием шипованной резины на колесе. В результате ухода в занос удержать равновесие будет сложно. Что касается поддержания чистоты моноколеса, то его запрещено мыть мойкой высокого давления, которая применяется для чистки автомобилей.

На что обратить внимание при покупке

Покупая моноколесо, следует ориентироваться по высоте колеса, а также скорости и запасе хода. Чем эти показатели выше, тем лучше, но нужно отталкиваться и от цены. Самые лучшие модели стоят соответственно, поэтому не каждому по карману.

Корпус моноколеса всегда изготовляется из пластика. Если на изделии написано карбон, то это говорит лишь об окраске, а не материале. Делая покупку, стоит поинтересоваться о сроке гарантии, поскольку проведение ремонта моноцикла обходится довольно дорого. При отсутствии опыта катания не стоит покупать модели светлых цветов, поскольку на них хорошо просматриваются царапины, которые неизбежно появятся при обучении.

– это одно из самых удобных средств передвижения: быстрое, легкое и компактное. Многие, видя рассекающего по улицам молодого парня или девушку, удивляются, как вообще можно ездить на этом моноколесе? Со стороны это кажется почти нереальным, но на самом деле все не так уж и сложно. С чего начать, и как правильно управлять моноциклом, можно узнать ниже.

Начало движения

Первое и самое важное в начале обучения езды на моноцикле – это надеть . Если есть страх разбить колени, локти и т.п., то лучше надеть полную экипировку, как для езды на роликах. Но обычно до такого не доходит, поэтому все, что нужно – это:

  • защита на голени;
  • высокая обувь;
  • ремень безопасности.

Первый элемент можно купить в магазине или самостоятельно сделать из эластичного бинта, закрепив его на икроножной мышце и голени там, где нога соприкасается с моноциклом. Высокая обувь защитит щиколотки, по которым часто и болезненно «прилетает» подножкой, особенно в первые разы. Ремнем удерживается от падений само колесо. Так ездить на моноколесе будет куда приятней и безопасней.

Надев специальную защиту, можно начинать двигаться. Для этого нужно поставить ведущую ногу на подножку, плотно прижав ее к корпусу, и начать отталкиваться второй ногой, не ставя ее на вторую подножку. При этом нужно немного наклоняться в противоположную сторону от ведущей ноги (для правой – влево, для левой – вправо). Начиная с маленьких шагов, следует увеличивать их длину, делая упражнение «длинный шаг». Получается что-то похожее на езду на . Когда упражнение будет уже уверенно получаться, можно ставить вторую ногу и пробовать ездить на моноколесе по прямой траектории и на небольшой скорости.

Также есть несколько советов, которые помогут научиться ездить быстрее:

  1. Нужно очень плотно прижимать ноги к корпусу, чтобы полностью контролировать движение.
  2. Ноги должны быть немного согнуты в коленях.
  3. Первые несколько раз стоит проехаться с чьей-то поддержкой, чтобы понять, как в принципе управлять моноциклом.
  4. Не нужно сильно напрягаться: чем расслабленнее тело, тем проще держать равновесие.
  5. Когда ездить станет немного легче, лучше не сильно натягивать ремень безопасности и держать его в одной руке, чтобы была возможность нормально выровняться в полный рост.
  6. Не стоит поднимать моноколесо ремнем в воздух – оно станет вращаться и может поранить.
  7. Нужно отдыхать: тренировка в несколько часов не только изнурит, но и не принесет никакой пользы, так как мышцы будут не в лучшей форме.

Совершение маневров

Как управлять моноколесом, подскажет само тело. Гидравлическая система в устройстве с высокой точностью улавливает малейшее перемещение центра тяжести и реагирует на него, посылая сигналы двигателю. Так, наклон вперед добавляет моноциклу скорости, назад – замедляет его, а перемещение в сторону заставляет развернуться.

Ездить на моноколесе и делать маневры несложно после того, как появилось умение кататься по прямой траектории. Сначала стоит научиться базовым элементам, используя поддержку: стены, столбы. Следует выполнить серию упражнений за несколько тренировок, чтобы хорошо овладеть техникой.

Нужно иметь в виду, что с первого раза может ничего не получиться - обучение езде на моноцикле занимает от нескольких часов до нескольких дней. Это то же самое, что кататься на велосипеде – сразу не получается ни у кого.

Как делать все движения и управлять моноколесом, становится понятно, когда становишься на него. Нужно только смещать центр тяжести туда, куда нужно развернуться, не спешить и не перетруждаться. После пары дней тренировок, а для кого-то – и раньше, ездить на моноколесе будет очень легко. Тогда можно переходить к более сложным упражнениям. Для езды в городе важно научиться:

  • плавно останавливаться и спрыгивать;
  • прыгать с/на ступеньку или бордюр;
  • перепрыгивать небольшие объекты.

Эти упражнения также нужно начинать с опорой, постепенно и на месте. Затем можно развивать небольшую скорость, и вскоре будет не страшно делать это даже на полном ходу. При этом, если первые два маневра придется совершать каждый день, передвигаясь по городу, то последнего рекомендуется, по возможности, избегать. Дело в том, что колесо при отрыве от земли продолжает вращаться, и можно легко потерять контроль над аппаратом. Но, если хочется удивить кого-то своими умениями, или все-таки знать этот маневр, чтобы перепрыгнуть внезапно появившуюся преграду, то можно включить элемент в обучение езде на моноцикле. К этому можно еще добавить езду в полуприседе и полностью на корточках. Позже можно подключить трюки похожие на те, которые выполняют на .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта