Главная » Бортовой компьютер » Европротокол плюсы и минусы. Европротокол в Украине: плюсы и минусы

Европротокол плюсы и минусы. Европротокол в Украине: плюсы и минусы

сайт попытались разглядеть и показать подводные камни, которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться европротоколом.

Напомним, что европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было: 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО; 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений; 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!

Больше двух не собираться

Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия: «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому европротокол здесь оказывается неприменим.

Также нельзя воспользоваться европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями либо тогда, когда такой контакт минимален. Типичный пример – один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.

Предъявите документы!

При желании воспользоваться европротоколом обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо, если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, то выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.

Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)

Скажем прямо

Самый важный и ответственный момент – заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и его владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.

Бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться европротоколом, но не решился, так и для тех, кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.

Презумпция виновности

Страховые компании смотрят на обращения по схеме европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там, где нужно платить больше, возникает сопротивление.

Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.

Ущерб замедленного действия

Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, сразу незамеченные владельцем. Например, простая царапина на диске при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот, кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. То же самое может произойти, если невиновный участник, подписавший европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом подать иск в суд на пересмотр европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан как минимум вернуть полученную сумму страховой компании.

Таким образом, российский европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому»... И неудивительно, что число воспользовавшихся европротоколом, по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».

Термин «Европротокол» известен автолюбителям в России, Украины и других стран СНГ уже много лет.

Впервые такой документ появился в Европе, где оформление аварий без привлечения полиции применяется давно.

Если характеризовать Европротокол с нескольких сторон, то здесь стоит выделить два определения:

  1. Европротокол — бланк, выполненный в специальной форме и представляющий собой Извещение о дорожном происшествии на дороге с участием транспортных средств. Заполняют документ сами участники ДТП. Оформленный по правилам Европротокол — гарантия получения пострадавшей стороной страховой компенсации .
  2. Европротокол — система оформления ДТП, позволяющая водителям оформлять бумаги на месте аварии и не привлекать при этом сотрудников ГАИ. Сегодня Европротокол — основание для получения выплат по ОСАГО.

Какие ДТП оформляются при помощи Европоротокола?

Чтобы Европротокол был действителен и позволял получать выплаты по ОСАГО, обязательно соблюдение следующих требований:

  1. В ДТП не должно быть физически пострадавших сторон.
  2. В аварии задействовано два автомобиля (без учета прицепов). Если в ДТП попало одно транспортное средство или больше двух, то привлечение сотрудников ГАИ обязательно.
  3. Другому имуществу (в том числе и государственному) не нанесено вреда.
  4. У обоих автолюбителей, которые оказались в центре событий, есть полис ОСАГО, а сами водители вписаны в них.
  5. Обе стороны согласны с интерпретацией произошедшего события и повреждений автомобилей.
  6. Водители-участники сознательно идут на оформление аварии без привлечения службы ДПС и оформляют событие сами.

Стоит отметить, что оформление Европротокола ОСАГО обязательно при согласии двух сторон. Сомнения в обстоятельствах ДТП или вины другого водителя — причина вызвать сотрудника автоинспекции для оформления протокола по стандартной форме.

В чем нюансы бланка?

Европротокол представляет собой бланк, подготовленный для заполнения участниками событий на дороге.

В него вносится информация о дорожно-транспортном происшествии, числе раненых или погибших, данные автомобилей и участников событий.

Также прописываются обстоятельства аварии, характер повреждений транспортных средств, сведения о страховой компании ОСАГО и ТС, которые косвенно или непосредственно участвовали в событиях.

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ О ИЗВЕЩЕНИИ ДТП —

СКАЧАТЬ БЛАНК О ИЗВЕЩЕНИИ ДТП —

Где выдается?

Бланк Европротокола выдается в компании-страховщике при оформлении очередного полиса ОСАГО.

Если такой бланк выдан не был, то его можно взять отдельно. Для этого стоит обратиться в страховую компанию с соответствующей просьбой.

В крайнем случае, извещение доступно в интернете для скачивания. Минус в том, что у скачанного бланка нет самокопирующейся функции, и придется заполнять два варианта протокола отдельно.

Есть мнение, что разрешено использование только того варианта Европротокола, который был выдан страховой компанией. Но это не так.

Опция самокопирования не обязательна. Просто водителям придется заполнять два протокола вручную, что займет больше времени.

Кроме этого, присутствует риск отказа страховщика в совершении выплат в случае предоставления «постороннего» Европротокола. Тогда придется доказывать свои права через суд.

Преимущества и недостатки Европротокола

Несмотря на позитивность нововведения, у Извещения есть плюсы и минусы.

К преимуществам стоит отнести:

  1. Экономию времени водителей, которые оказались в неприятной ситуации. В случае вызова сотрудников ГАИ последних приходится дожидаться до 3-5 часов, что заставляет здорово понервничать и потерять массу времени.
  2. Процедура получения денег в страховой компании по ОСАГО проще (при условии соблюдения правил оформления, о которых пойдет речь ниже).
  3. Появляется шанс договориться с другим участником ДТП, заполнить протокол и разъехаться по делам.

Недостатки оформления Европротокола заметны не сразу, а уже по факту оформления страховых выплат ОСАГО.

Здесь стоит рассмотреть следующие ситуации:

  1. Автомобили ударились бамперами и на первый взгляд повреждения небольшие. Но при посещении СТО обнаруживается, что кроме бампера пострадали и другие механизмы — нарушена целостность крепления бампера, поврежден , поломан крепеж фары и так далее. В такой ситуации объем ущерба выше, и проблемы начинаются у всех — виновника, так и у пострадавшей стороны.
  2. В случае аварии и оформления Европротокола виновная сторона обязана сообщить о возникшей ситуации страховщику. Если за 5 дней это сделано не было, то СК имеет формальное право предъявить виновной стороне регрессивные требования. Это значит, что средства будут стягиваться не со страховой компании, а из кармана участника ДТП.
  3. При оформлении Европротокола и обращения с ним в СК обратного пути уже нет. Так что перед окончательным принятием решения стоит взвесить «за» и «против».
  4. Бывают ситуации, когда приехал инспектор и, глянув на повреждения, заставил оформлять Европротокол. Впоследствии пострадавшая сторона направляется в СК, где оказывается, что ущерб превысил допустимую норму. Чтобы избежать таких проблем, нельзя слушать инспекторов, ведь они не способны в полном объеме оценить уровень повреждений автомобиля.
  5. При неправильном заполнении Европротокола или, когда стороны не поставили свои подписи, бумага признается недействительной, и получить по ней компенсацию уже не удастся. Бывают ситуации, когда виновная сторона умышленно «ошибается», поэтому каждый шаг стоит контролировать лично.

Условия оформления аварии и обязательства виновной стороны

Главные условия оформления с применением Европротокола следующие:

  1. Чтобы на втором экземпляре отпечаталась необходимая информация, заполнение должно производиться с помощью шариковой ручки. Применение карандаша или гелиевой ручки запрещено (такие надписи со временем стираются).
  2. Почерк заполнения должен быть разборчивым, а буквы желательно делать печатными.
  3. Данные вносятся внимательно. Помарки и исправления в записях нежелательны.
  4. При отсутствии места на бланке стоит использовать еще один лист бумаги. В этом случае на основном Европротоколе делается пометка о наличии приложения. На чистом листе бумаги сверху пишется «Приложение» с указанием лица, которым оно было оформлено.

При оформлении Европротокола у виновника аварии есть ряд обязательств:

  1. Участвовать в заполнении Извещения о ДТП с пострадавшей стороной.
  2. Вносить на своем листе Европротокола необходимую информацию (на обратной стороне).
  3. Направить личный экземпляр в страховую компанию (адрес, по которому производится отправка, указан на полисе). Срок отправки — до пяти суток с момента аварии. Лучше — раньше.
  4. Не делать ремонт и не утилизировать машину на протяжении 15 суток (без учета праздников) с момента аварии. Это требуется, чтобы дать возможность СК осмотреть транспортное средство и оценить объем повреждений.
  5. Предъявить автомобиль страховщику к осмотру в срок до пяти суток (если требуется).

Лимиты и ограничение платежей

При оформлении Извещения стоит учитывать ряд ограничений в отношении выплат.

Так, если ДТП оформляется без привлечения сотрудников автоинспекции, то сумма к выплате составляла 25 тысяч рублей.

С августа 2015 года были внесены изменения в Закон об ОСАГО, и объем выплат по Европротоколу повышен до уровня 50 тысяч рублей.

Последовательность оформления Европротокола и правила заполнения схемы ДТП.

Извещение заполняется в следующем порядке:

  1. При оформлении используется только шариковая ручка (об этом уже упоминалось выше).
  2. В заполнении извещения участвуют оба водителя. При этом каждый вносит информацию в персональную колонку. При этом какую из колонок выберет каждый из водителей, не имеет значения.
  3. Оборотная сторона заполняется каждым участником (виновником и пострадавшим) по отдельности. На лицевой стороне содержится общая информация — дата, место и время аварии, информация об участниках событий. Кроме этого, приводятся данные о страховщиках, свидетелях, характере повреждений, обстоятельствах аварии и так далее.

Особое внимание стоит уделить пункту 14, где указывается список и нюансы повреждений, полученных автомобилем. Здесь важно быть кратким и четко формулировать дефекты. Разрешается использовать такие термины как деформация, царапина, вмятина и прочие.

В пункте 16 оба участника на соответствующей стороне вносят обстоятельства аварии и отражают маневры автомобиля.

Здесь стоит учесть следующие моменты:

  • Стоянка не является остановкой. Если машина остановилась на светофоре, то это остановка (на минимальное время), а не стоянка, как указывают многие;
  • Если при обгоне одно ТС обгоняло другое, при этом перестраиваясь в другую полосу, то стоит отметить оба пункта — обгона и изменения полосы.

4. После заполнения оба экземпляра должны быть разъединены.

5. Оба участника обязаны поставить подписи на лицевой части Европротокола. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал два варианта протокола, а не только личную часть бумаги.

При оформлении Европротокола стоит учесть еще ряд моментов:

  • Если в извещении недостаточно сведений или внесенная информация плохо читается, то СК придется лично заниматься сбором необходимых данных, что влияет на сроки выплат и, возможно, факт самого платежа;
  • Информация прописывается аккуратно, без ошибок и исправлений. Если в графе нет никакой информации, то указывается буква Z;
  • При внесении изменений допускаются корректировки, но с обязательными пометками участников;
  • Если второй водитель не хочет подписывать Европротокол или заполнять его совместно, то придется вызывать сотрудника ГАИ. В противном случае бумаги будут признаны недействительными и не примутся страховой компанией.

Особое внимание стоит уделить пункту 17 — схеме ДТП. Здесь отражается следующая информация:

  • Контуры проезжей части с обязательным указанием названий дорог, улиц и так далее;
  • Направление движения каждого из автомобилей-участников, а также конечное положение транспортных средств;
  • Дорожные знаки, светофоры, указатели, разметка на дороге и предметы, которые могут тем или иным образом повлиять на интерпретацию событий.

Подтверждение правильности внесенных данных — подписи участников ДТП, которые устанавливаются внизу извещения.

Ответы на вопросы

Как действовать после ДТП при оформлении Европротокола?

Если участники аварии решили оформлять событие с применением Извещения, то стоит выполнить следующие шаги:


После этого у водителя есть право покинуть место событий.

Как действовать после заполнения Европротокола? В какие сроки обращаться в СК?

Бланк Европротокола ОСАГО, заполненный в двух экземплярах стоит направить в страховую компанию в срок до пяти рабочих дней с момента ДТП.

Потерпевшая сторона также направляет личный экземпляр вместе с заявлением о покрытии убытков (ОСАГО) на ремонт автомобиля. Передача сообщения производится по факсу заказным письмом или лично.

Разрешено ли уезжать с места ДТП после заполнения Европротокола?

Если Извещение оформлено с выполнением правил и участники аварии согласны с указанной в бумагах информацией, утвердив этот факт подписями, то оставаться на месте событий нет нужды. При этом стоит помнить о необходимости оповещения страховой компании о произошедшем событии.

Имеет ли право виновная сторона оспорить Европротокол ОСАГО, который им был подписан?

Ситуации на дороге случаются разные и главная проблема автолюбителей — нехватка знаний правил дорожного движения.

Так, при заполнении протокола «пострадавшая» сторона могла указать другого участника ДТП «виновным» и второе лицо было согласно с утверждением.

Но вот «виновник» приезжает домой, пересматривает события и понимает, что как раз он является пострадавшей стороной. Можно ли в такой ситуации изменить текущую роль и оспорить Извещение?

Как показывает практика, сделать это сложно, ведь сама система Европротокола только приживается в РФ, а законодательные нормы еще в стадии разработки.

Сразу после внесения изменений в Закон об ОСАГО должны появиться и соответствующие разъяснения. Пока же ответить на этот вопрос не представляется возможным.

Нужен ли аварийный комиссар при оформлении Извещения о ДТП?

Раньше считалось, что присутствие аварийного комиссара при оформлении аварии — плюс, ведь это ускоряет проблем на месте событий.

Если участники ДТП не вызывают инспектора, то они могут попросить приехать аварийного комиссара, который разъяснит непонятные моменты и поможет с оформлением. Конечно, эта услуга предоставляется не бесплатно.

На практике ситуация складывается иным образом. Водители, которые не планируют тратить время на ожидание инспектора, не захотят дожидаться и аварийного комиссара.

Суть Европротокола ОСАГО в том, чтобы упростить процедуру и решать вопросы на месте.

Таким образом, потребность в аварийных комиссарах с каждым годом снижается. При этом ни один страховщик не вызывает аварийных комиссаров (даже при наличии такой услуги).

Важные моменты

Европротокол и КАСКО.

Во многих страховых компаниях для получения выплат по КАСКО оформление Европротокола не предусматривалось.

Здесь обязателен был вызов инспекторов и официальное оформление о событиях на дороге.

К слову, именно по этой причине Европротокол так медленно входил в принятую систему.

Но с 1 октября 2014 года применение технологии Европротокола в ОСАГО и в КАСКО стало обязательным.

Нормы Закона об ОСАГО в части «Европротокола» (2014).





Европротокол и бесконтактные ДТП.

Под бесконтактными понимаются аварии, в которых один участник создает препятствие для другого участника движения, из-за чего автомобиль второго попадает в аварию с последующим причинением вреда имуществу (личному или третьей стороны). При этом сами транспортные средств друг с другом не «встречаются».

В такой ситуации оформление Европротокола не рекомендуется, ведь Извещение о ДТП может заполняться только при участии в аварии двух транспортных средств. Здесь же это условие не выполняется.

Кроме этого, при выяснении обстоятельств на этапе судебных разбирательств может потребоваться заключение трасологической экспертизы.

Также потребуется схема, составленная сотрудником ДПС на месте событий.

Мы надеемся, что помогли вам разобраться в вопросе что такое Европротокол и как им пользоваться.

Небольшие ДТП - это неприятная, но естественная часть жизни водителя, и в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, далеко не всем людям хочется часами ждать появления ГИБДД и оформления протокола. На помощь приходит Европротокол - механизм упрощенного урегулирования в случае аварии, без привлечения сотрудников полиции. Участники происшествия заполняют извещение о ДТП: схему ДТП с указанием всех важных подробностей, которая затем направляется в страховую компанию. Эта система хорошо известна в европейских странах, однако у нас появилась относительно недавно. Благодаря ней водители могут разобраться в сложившейся ситуации своими силами всего за несколько минут.

Когда можно осуществить упрощённое оформление ДТП?

Оформить Европротокол при дтп ОСАГО 2019 можно лишь при соблюдении обязательных условий:

  • В ДТП участвовало не более двух автомобилей. Стоит заметить, что грузовой автомобиль с прицепом считается за два транспортных средства, оформлять Европротокол в данном случае нельзя;
  • В аварии не пострадал ни один человек, а только их имущество. Это правило распространяется на всех людей, в том числе и пешеходов и пассажиров;
  • Оба водителя располагают полисами ОСАГО, срок действия которых не истёк. Главная деталь, наличие действующего полиса недостаточно, главное, чтобы они были настоящими (нелевыми);
  • Участники ДТП сходятся во мнении касательно причин аварии, перечня повреждений, причинённых транспорту, а также по иным важным вопросам. Главное условие данного пункта, что кто-то из водителей должен признать себя виновным;
  • Виновник в 5 дневный срок обязан предоставить свой автомобиль для осмотра в компанию потерпевшего и передать свою часть извещения о ДТП.

Кроме того, потерпевший должен являться собственником транспортного средства. Таким образом, обязательных условий действительно немного. Подавляющее большинство водителей, которые перемещаются по нашим дорогам, подпадают под них.

Как оформить Европротокол?

Итак, упрощенное оформление позволяет водителям сэкономить своё время и здоровье, обойдясь без обязательного участия ГИБДД. При оформлении полиса каждому из них выдавался «Европротокол»: документ, который является уведомлением (извещением) страховой компании. В случае его заполнения, в нём обязательно должно быть несколько важных пунктов:

  • Обстоятельства ДТП и его причины;
  • Географическое расположение транспортных средств (включая название улицы, номера объектов, расположенных в непосредственной близости к месту аварии);
  • Перечень повреждений и их характер;
  • Подписи обоих участников ДТП, которые выражают их согласие.

Чтобы избежать каких-либо вопросов в дальнейшем, можно также сделать фотографии машин, записать имена и контактные данные свидетелей. Затем Европротокол направляется в страховую компанию, которая изучает его и принимает решение о компенсации вреда. Необходимо помнить, что изменения, исправления в европротокол после его подписи не допускаются.

Какова максимальная величина компенсации по Европротоколу?

Если водители оформили Европротокол при дтп осаго, то максимальная величина убытков, покрываемых страховкой, составит до 50 тысяч рублей. Сделано это для того, чтобы снизить соблазн мошенников поживиться за счёт данной правовой нормы. Впрочем, не менее двух третей аварий подпадает именно под такую сумму: разбитая фара, помятое крыло, повреждённый бампер, треснувшая решётка радиатора. Стоит заметить, что если сумма убытков, причинённых в результате ДТП, оформленного без ГИБДД, превысит 50 тысяч рублей, то страховая компания не сможет выйти за установленные законом рамки.

В Москве, Санкт-Петербурге, МО, ЛО по европротоколу можно получить до 400 тыс. руб., если соблюдены все необходимые условия:

  • фото- или видеосъемка ТС;
  • фото- или видеосъемка повреждений на месте ДТП;
  • данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС.
Плюсы и минусы Европротокола

Плюс наверное только один, экономия времени. А вот минусов гораздо больше. Во-первых, трезво оценить ущерб очень сложно, если Вы конечно не оценщик автомобилей. Во-вторых, если Вы оформили Европротокол, а ущерб составил больше 50 000 рублей, то максимум на что Вы можете рассчитывать это 50 000 рублей и не больше, в суд подавать бессмысленно.В-третьих, показывая эксперту страховой компании свой автомобиль, нужно еще и показать автомобиль виновника.

ПВУ ОСАГО. Прямое возмещение убытков.

С 01.03. 2009 г. у автолюбителей появилась возможность при ДТП, потерпевшему обращаться к своему страховщику, с которым он заключил договор ОСАГО. У пострадавшего есть право предъявить требование о компенсации вреда, причиненного его имуществу, непосредственно своему страховщику, при наличии одновременно следующих условий:

  • в результате аварии ущерб причинен только имуществу;
  • авария произошло при участии двух ТС;
  • оба водителя застрахованы в соответствии с законом об ОСАГО.

Это обязательные условия, разрешающие пострадавшему обращаться за ПВУ.

В каких случаях вызов правоохранительных органов является обязательным?

Помощь ГИБДД не будет лишней в следующих ситуациях:

  • В результате аварии причинён вред здоровью одного из водителей;
  • Стороны ДТП не могут сойтись во мнении касательно причин происшествия;
  • У виновника аварии не имеется полиса ОСАГО, либо адекватность человека вызывает сомнения.
Можно ли получить деньги с виновника ДТП, если страховая компания отказывается оплачивать по ПВУ ОСАГО?

К сожалению, нередки случаи, когда страховая компания, оформившая полис, по тем или иным причинам отказывается возмещать убытки в рамках ПВУ ОСАГО. Юристы могут ссылаться на различные нормы, и спорить с ними - хлопотно и долго. В этом случае ничто не мешает обратиться напрямую к страховщику виновника ДТП, получив причитающуюся сумму с него. В крайнем случае, у потерпевшего есть право на обращение в суд, который, как правило, занимает позицию водителя. При этом в судебном порядке можно взыскать и госпошлину, и расходы, потраченные на оформление документов.

Совет

По традиции, в конце статьи небольшой совет: если Вы попали в аварию, всегда вызывайе сотрудников ГИБДД, потому что потом свою правоту, доказать будет проще. Стоит заметить, что подавляющее большинство страховых компаний отказываются от компенсации убытков по ПВУ и направляют потерпевшего в страховую компанию виновника.

Если Вам требуется полис ОСАГО или КАСКО, то мы рады предложить свои услуги. Вам доступен выбор из большого количества страховых продуктов, которые реализуются от проверенных компаний.

В данной статье обсудим наиболее распространенные подводные камни, связанные с оформлением европротокола при ДТП.

В каких случаях можно прибегнуть к Европротоколу?

Во-первых, оформлять документы без привлечения сотрудников ГИБДД возможно только в случае, если ущерб причинен непосредственно имуществу, т.е. транспортным средствам без потерпевших и лиц, которым причинен вред жизни или здоровью.

Кроме того, согласно п.11.1 новой редакции закона об ОСАГО, также должны участвовать в этом дорожно-транспортном происшествии не более двух транспортных средств, с учетом транспортных средств, с прицепом к нему.

И, кроме того, не нужно забывать, что гражданская ответственность данных лиц должна быть застрахована в установленном законом порядке.

Ну, естественно, плюс между водителями не существует разногласия относительно вины, обстоятельств ДТП и причинно-следственной связи.

Можно покинуть место ДТП и оформить документы в ГАИ?

Водители могут, в случае наличия обстоятельств выше перечисленных, покинуть место ДТП и не оформлять европротокол, а обратиться в ближайший пункт ДПС либо в ближайшее отделение полиции и оформить документы там, что, по своей сути, будет нести ту же юридическую силу, что и документы, оформленные на месте ДТП.

Но обязательно должна быть первичная фиксация, не вызывающая сомнения о действительном наличии данного ДТП. Т. е. это фото, видео и, возможно, применение иных средств фиксации.

Если один участник дорожно-транспортного происшествия повредил машину, сдавая, например, задним ходом, стукнулся с бордюром либо другим каким-то ограждением, не повредив его, также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) место расположения автотранспорта на проезжей части.

Также нужно убрать машину с проезжей части в кратчайший срок и обратиться в пункт оформления ГИБДД.

Если три и более участника, которые участвовали в ДТП и, определившись по виновности, также имеют полисы ОСАГО, согласны все с материальным ущербом, тогда также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) расположение транспортных средств на проезжей части.

Данные нормы введены для того, чтобы на проезжей части не создавались заторы (в т. ч. и в часы пик), а также сократить время ожидания сотрудников Госавтоинспекции.

С какими сложностями рискуют столкнуться водители при оформлении европротокола?

Подводные камни, которые могут здесь быть, прежде всего, это факт того, что на сегодняшний день по-прежнему лимит ответственности страховщика при таком оформлении дорожно-транспортного происшествия, составляет 50 тысяч рублей на территории всей Российской Федерации, за исключением городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а также Московской области и Ленинградской области.

Там лимит уже расширен до 400 тысяч рублей, т. е. до общего лимита ответственности страховщика.

К сожалению, на всей остальной территории Российской Федерации лимит по-прежнему составляет 50 тысяч, поэтому лица при оформлении таким образом дорожно-транспортного происшествия, должны понимать, что потерпевший получит от страховщика лишь 50 тысяч рублей.

Предъявлять иные требования имущественного характера в отношении ущерба транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, они не имеют права.

Однако скажем сразу, что на сегодняшний день это не лишает возможности потерпевшего в дальнейшем предъявлять разницу между реальным ущербом и лимитом, который выплатила страховая компания, непосредственно к виновнику самого дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому, прежде всего, здесь нужно хорошо подумать самому виновнику дорожно-транспортного происшествия, который берет на себя такого рода ответственность.

И если есть сомнения относительно объема повреждений и стоимости дальнейших восстановлений транспортного средства, т. е. приведения его в то состояние, в котором оно находилось до ДТП, то лучше оценить сразу этот риск и все-таки оформить документы в установленном законом порядке с привлечением, соответственно, сотрудников ГИБДД.

Что может потребовать страховая компания при оформлении ДТП по европротоколу?

При оформлении такого рода ДТП, за страховщиком всегда остается право потребовать предъявить от обоих участников транспортные средства для осмотра, т.е. для осмотра определенных повреждений, и страховщик имеет право их оценить. Поэтому не предъявить транспортные средства оба участника не имеют права.

Более того, даже если такое требование страховщиком не заявлено, то согласно вышеуказанному закону об ОСАГО, тому же пункту 11.1, они не имеют права восстанавливать транспортные средства и утилизировать их в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих и праздничных дней, также с целью ожидания вот этого требования страховщика. По истечении данного времени, автомобили могут быть восстановлены.

Европротокол позволяет оформить ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД. Процедура возможна в случае когда обе стороны пришли к согласию в отношении обстоятельств ДТП и одна из сторон готова добровольно взять на себя ответственность.

Определение европротокола

Европротокол представляет собой бланк извещения о ДТП, используя который, стороны ДТП могут самостоятельно зафиксировать факт аварии. Составление европротокола при ДТП нужно в первую очередь для последующего получения выплат от страховой компании. Правильно заполненный бланк дает возможность пострадавшей стороне отремонтировать автомобиль бесплатно за счет страховой компенсации.

Практику использования европротокола ввели в 2009 году. В 2017 году в документ были внесены поправки, документ стал более удобным и актуальным для водителей.

Использовать европротокол разрешено не во всех случаях, некоторые обстоятельства ДПТ требуют вызова сотрудников ГИБДД. Законодательством предусмотрены следующие условия, при которых возможно самостоятельное оформление европротокола:

Нововведения

Государственной Думой рассматриваются поправки к Закону об Осаго — европротокол теперь можно будет оформлять при оценочном ущербе не 50, а 100 тысяч рублей.

  1. В ДТП участвовали 2 автомобиля (не более, и не менее).
  2. В результате аварии повреждены только автомобили участников и никакое другое имущество не пострадало.
  3. Нет пострадавших физических лиц.
  4. Стороны ДТП пришли к согласию по поводу обстоятельств и причин возникновения ДТП.
  5. Одна из сторон признала себя виновником ДТП.
  6. Вред автомобилю пострадавшего причинен на сумму не более 50 тысяч (для регионов) или 400 тысяч (для Москвы, Санкт Петербурга, Московской и Ленинградской областей) рублей.

При несоблюдении какого-то обстоятельства нужно вызывать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия. Также стоит обратить внимание на то, смогут ли стороны самостоятельно зафиксировать обстоятельства ДТП, правильно оформить протокол и оценить повреждения автомобиля пострадавшего. Как это сделать рассмотрим далее.

Преимущества и недостатки европротокола

Явным преимуществом оформления европротокола является скорость оформления. Водителям не нужно дожидаться сотрудников ГИБДД, оставляя при этом автомобили в одном положении на проезжей части. При небольших повреждениях это очень удобно, потому что, заполнив поля протокола, стороны смогут сразу отправиться по своим делам. Также европротокол минимизирует риск возникновения пробок и других неудобств для проезжих автомобилистов за счет того, что участвующие в ДТП автомобили будут оставаться на проезжей части не более нескольких минут.

Недостатки самостоятельного оформления ДТП следующие:

  1. Существуют ограничения законного оформления европротокола (они описаны выше).
  2. При неполном заполнении документа, несоблюдении процедуры его дальнейшей передачи в страховую компанию, неправильной оценке повреждений автомобиля пострадавшего, наличии противоречий в образцах протоколов пострадавшего и виновника возможна невыплата страховой компенсации и прочие убытки.

Исходя из вышеуказанного, можно обобщить, что использование европротокола актуально только при определенного типа ДТП, если стороны пришли к согласию об обстоятельствах ДТП и являются достаточно опытными водителями, чтобы правильно оценить указанные обстоятельства, а также причиненный ТС ущерб. Во всех других случаях понадобится помощь сотрудников ГИБДД.

О заблуждениях насчет европротокола смотрите видеосюжет:

Бланк европротокола

Дополнительная информация

Бланк извещения о ДТП состоит из 3 страниц формата А4, скрепленных между собой. При заполнении первой страницы вся информация автоматически копируется на вторую. Таким образом, водители получают 2 абсолютно одинаковых экземпляра документа, имеющих равную юридическую силу. Третья страница является инструкцией по заполнению документа, которую не обязательно сохранять.

Лицевая страница бланка состоит из двух идентичных отделений, которые должны по очереди заполнить оба водителя, указав запрашиваемую информацию (сведения об автомобилей, его собственнике, человеке, который управлял ТС на момент ДТП, страховом полисе, повреждениях ТС, характере движения ТС перед ДТП и замечаниях). В верхней части бланка указывается дата, место и общие обстоятельства ДТП (количество участников, свидетелей и т.п.). Общими усилиями водители должны доступно отобразить схему ДТП.

Обратная сторона бланков предусматривает более развернутое описание обстоятельств ДТП и характеристик автомобиля.

Бесплатные бланки европротокола взять можно в страховой компании при заключении договора. Для удобства, лучше всегда возить их с собой. Если оба водителя уже использовали выданные бланки, можно самостоятельно распечатать новые, поскольку документ не имеет никаких водных и других опознавательных знаков, а приобретает юридическую силу только при правильном заполнении и наличии подписей сторон ДТП. Для получения пригодных для использования бланков достаточно скачать представленный ниже образец и распечатать его в цветном или даже черно-белом формате.

Заполнение бланка извещения

Для заполнения бланка извещения используется шариковая ручка синего цвета. В верхней части документа нужно:

  • указать место (адрес или номер трассы и километра) и дату ДТП,
  • перечислить свидетелей (при наличии),
  • указать отсутствие обстоятельств, препятствующих самостоятельному оформлению ДТП (наличие пострадавших или пострадавшего имущества, кроме автомобилей участников ДТП).

С лицевой стороны бланк европротокола заполняется обоими водителями поочередно. При этом один из водителей будет водителем автомобиля А, другой – водителем автомобиля Б. В соответствии с этим составляется схема происшествия. Какое из ТС будет обозначено какой из буков – неважно. Оба водителя должны указать:

  • марку автомобиля,
  • номер свидетельства о регистрации,
  • ФИО и адрес собственника ТС,
  • собственные ФИО, адрес, дату рождения,
  • номер водительского удостоверения,
  • наименование страховщика,
  • номер страхового полиса.

Затем рисуется схема происшествия и оба водителя оценивают какие повреждения были нанесены их ТС в результате ДТП. На схеме нужно указать расположение и направление движения автомобилей на момент ДТП, дорожную разметку, обозначить главную и второстепенную дорогу, дорожные знаки.

Знаете ли Вы?

Российский Союз Автостраховщиков разработал мобильное приложение «ДТП. Европротокол». С его помощью участники аварии могут зафиксировать и оперативно передать страховщику сведения о ДТП и причиненном ущербе ТС. В частности, можно сфотографировать авто и их повреждения, зафиксировать данные места и времени аварии и так далее.

После перечисления всех повреждений ТС желательно добавить заметку о том, что возможны скрытые повреждения, чтобы страховая компания не отказалась оплачивать их устранение при дальнейшем обнаружении таких повреждений.

После заполнения всех полей документ удостоверяется подписью сторон.

Если возникает необходимость зачеркнуть и исправить информацию в бланке, исправление должно быть подкреплено подписями обеих сторон.

Порядок действий при заполнении европротокола выглядит следующим образом:

Порядок действий после оформления ДТП

В течение 5 рабочих дней после ДТП оба участника должны известить свою страховую компанию о происшествии. Сделать это можно передав бланк европротокола в офис компании лично (с обязательным получением копии бланка с отметкой о принятии) либо отправив его заказным письмом с уведомлением о получении. Невыполнение этого требование грозит неполучением для пострадавшего и самостоятельной оплатой ремонта ТС пострадавшего для виновника ДТП.

Также виновнику ДТП нельзя ремонтировать ТС на протяжении 15 дней после ДТП, так как страховая компания может потребовать его предоставления для проведения экспертизы с целью выяснения обстоятельств ДТП.

В комментариях к статье можно задать интересующие вопросы по европротоколу



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта