Главная » Проблемы с управлением » Отличие логистики от управления цепями поставок. Логистические цепи поставок

Отличие логистики от управления цепями поставок. Логистические цепи поставок

С чем это связано? Кто такой логист и какие функции он осуществляет? Об этом и будет рассказано далее.

Кто такой логист?

Доставить нужную продукцию из одного пункта в другой согласно назначенным срокам - очень важная задача. Еще более важно сохранить товар целым и невредимым. Именно такой специалист, как логист, осуществляет управление цепями поставок и контролирует эффективную транспортировку и доставку нужной продукции. Сразу стоит отметить, что любая профессия в сфере логистики считается очень сложной и трудной. Так, чтобы стать качественным специалистом в сфере управления поставками, необходимо обладать очень развитым мышлением, знать иностранные языки, иметь отличные организаторские способности. Проследить за большим количеством разного рода товаров не так уж и просто, а делать это качественно - тем более.

Где должен учиться человек, чтобы получить возможность работать логистом и осуществлять управление цепями поставок? Какие есть у рассматриваемых специалистов обязанности? Об этом будет рассказано далее.

Необходимое для работы образование

В сфере логистики можно работать, имея как высшее, так и среднее образование. Однако количество обязанностей, прав, а также оплата труда в этом случае будут значительно отличаться.

Лицо, имеющее среднее профессиональное образование, способно работать лишь помощником логиста или менеджером. Осуществлять полноценное управление людям, не окончившим вуз, если и удастся, то с большим трудом. Стоит также отметить, что далеко не везде есть рабочие места для лиц, не имеющих высшего образования. Из-за узкой направленности, а также из-за ряда других факторов устроиться на рассматриваемую работу лицу, имеющему лишь среднее образование, будет не так уж и просто.

Совсем по-другому дела обстоят с лицами, все-таки имеющими высшее образование. Так, люди, окончившие экономические вузы по соответствующей специальности, имеют полное право устроиться на любое свободное рабочее место. Пожалуй, стоит выделить основные учебные заведения, где можно получить необходимое образование. Это (в Москве на Лубянке), МИИТ, МАДИ и знаменитый СПбГУ. В любом из этих вузов есть специальность, именующаяся как "Логистика и управление цепями поставок".

Что должен знать логист?

Как уже было сказано выше, специалист в сфере логистики должен обладать очень обширным багажом знаний. Какие именно дисциплины обязан качественно знать рассматриваемый работник? Вот лишь некоторые из них:

  • Основы экономических и математических методов.
  • Основы распределения, производства, складирования и др.
  • проектами.
  • Контроль над транспортировкой, разгрузочными и погрузочными работами.
  • Основы информационных систем и технологий.
  • Основы экономики.
  • Основы планирования поставок.
  • Управление рисками в сфере логистики.
  • Контроль над системами логистики и многое другое.

Специалист, на плечи которого ложится управление цепями поставок, должен знать действительно очень многие вещи. Более того, работник в сфере логистики обязан еще и постоянно самосовершенствоваться и дополнять свои знания. Связано это с тем, что технологии постоянно модернизируются, а потому работать на протяжении нескольких десятков лет с одними лишь университетскими знаниями логисту вряд ли удастся.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, одних лишь знаний для осуществления своих рабочих функций логисту будет недостаточно. Специалист, в задачи которого входит логистическое управление цепями поставок, должен обладать также определенными навыками, умениями и чертами характера.

Что именно здесь можно выделить?

  • Знание нескольких иностранных языков. Довольно очевидно, что в работе, связанной с транспортировками, никак нельзя обойтись без переговоров с иностранными гражданами; тем более если компания иностранная.
  • Коммуникативные навыки. Знать несколько языков совершенно недостаточно, необходимо еще и уметь грамотно излагать свои мысли и требования. Относится это и к родному языку. Качественный специалист просто обязан обладать грамотной, ясной и четкой речью.
  • Работа с программным оборудованием. В век компьютерных технологий попросту нельзя обойтись без умений грамотно обращаться с программами. Особенно это касается работников, функции которых - управление логистикой, цепями поставок, транспортировка и т. д.

Стоит также отметить, что качественный специалист обязан также обладать такими чертами характера, как стрессоустойчивость, высокая работоспособность, организаторские функции и т. д.

Обязанности логиста

Как уже было сказано, сфера логистики невероятно обширна. Здесь трудится большое количество работников, осуществляющих самые разные функции. Однако возможность выделить наиболее обобщенные обязанности все-таки имеется.

Так, стоит отметить, что в рассматриваемой профессиональной среде за работниками закреплены следующие обязанности:

  • Работа с разного рода лицами. Сюда относятся клиенты, поставщики, операторы и т. д.
  • Работы с документацией.
  • Планирование заказов и поставок.
  • Переговоры с таможнями.
  • Управление запасами в цепях поставок.
  • Построение маршрутов и многое другое.

Функций у логиста действительно много. Однако зависит все, в основном, от имеющегося разряда и уровня квалификации.

Где можно работать?

Почти никаких проблем не должно возникнуть у выпускника образовательного заведения по специальности "Логистика и управление цепями поставок". Вузы зачастую сами предлагают студенту варианты вакантных мест. А в связи с тем, что рассматриваемая профессия сегодня является невероятно актуальной и востребованной, перед человеком, имеющим должное образование, откроется попросту множество самых разных возможностей трудоустройства.

И все же, где именно может работать рассматриваемый специалист? Можно выделить:

  • транспортные компании (РЖД, различные авиалинии и т. д.);
  • грузопереработку;
  • таможенные службы;
  • промышленные предприятия и многие другие места.

Управление поставками и логистика нужны практически на каждом производственном предприятии. И это громадное преимущество данной сферы: у человека, желающего связать свою жизнь с рассматриваемой трудовой деятельностью, совершенно точно не возникнет проблем с трудоустройством.

О карьере логиста

Что можно сказать о карьере рассматриваемого специалиста? Как и в любой другой трудовой сфере, повышение квалификации можно заработать лишь путем накопления должного опыта и совершенствования рабочих навыков.

Однако в сфере системы управления цепями поставок есть одна немаловажная черта. Если вкратце, то заключается она в том, что возможностей для так называемого самосовершенствования здесь просто масса. Так, специалист может усиленно изучать новые иностранные языки, разрабатывать собственные специализированные программы, улучшать свои коммуникативные навыки, доводить до автоматизма работу с документацией и т. д. Благодаря всему этому практически любой специалист, даже не имеющий высшего образования и работающий помощником, сможет достичь профессиональных высот.

О правах и ответственности логиста

Специалист в сфере логистики, как и любой другой работник, обладает определенными профессиональными правами. Что именно здесь можно выделить? Вот что закрепляет специальная должностная инструкция работника:

  • право на все установленные государством социальные гарантии и льготы;
  • право на своевременные выплаты зарплат;
  • право требовать у начальства всю необходимую для работы документацию;
  • право предлагать руководству идеи и предложения по усовершенствованию работы организации;
  • право отказываться от выполнения работ в случае очевидных нарушений, влекущих отсутствие оптимальных условий труда;
  • право повышать уровень своей квалификации;
  • право задействовать специалистов других профессиональных направлений для оказания необходимой помощи (но на условиях согласования с начальством).

Таким образом, довольно широкий спектр прав закреплен за специалистом, имеющим своей обязанностью управление цепями поставок. На предприятии, однако, логисты обладают и большой долей ответственности за все совершаемые действия. В особенности стоит выделить, что на работника налагается ответственность:

  • за правонарушения или преступления, совершаемые на рабочем месте;
  • за полное невыполнение или неверное выполнение собственных должностных обязанностей;
  • за пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии;
  • за нарушение установленных правил безопасности.

Плюсы и минусы профессии

Профессия логиста имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Какие плюсы работы можно выделить? Сюда относятся, безусловно:

  • Востребованность и актуальность профессии.
  • Высокий доход.
  • Возможность практиковаться в разговорах на иностранном языке.
  • Постоянное самосовершенствование.

Возможно, есть у профессии и другие плюсы. Выше были названы лишь самые основные достоинства. А какие здесь можно выделить недостатки?

  • Работа в промышленной зоне (безусловно, можно найти работу и в чистом офисе; однако сама концепция управления цепью поставок выстроена так, что специальность практически неотделима от производства).
  • Достоинств у профессии, безусловно, больше. И это совсем не удивительно: логистика - это поистине престижная и важная сфера.

    Эффективное управление цепями поставок

    Валерий Шабага, руководитель проектов
    консалтинговой компании «А Дан Дзо»

    Современный рынок диктует нам свои правила, и сегодня для получения прибыли недостаточно произвести качественный товар и обеспечить его маркетинговой поддержкой, необходимо еще выработать эффективную схему товародвижения. В разработке сбытовой политики предприятия логистика исполняет роль стратегического ресурса, а эффективное управление цепями поставок становится «волшебной палочкой».

    Образование глобальных цепей, нарастание конкурентной борьбы послужили толчком для быстрого развития интегрированной логистики. Ведь неэффективная организация цепочки товародвижения зачастую становится причиной многих проблем торговых предприятий, например таких, как:

    • потери в ассортименте;
    • упущенная прибыль от нереализованных товаров;
    • дополнительные расходы на оплату штрафов;
    • дополнительные расходы на хранение товаров, не успевших к текущему сезону;
    • замораживание денежных средств в виде товаров, находящихся на длительном хранении, и уменьшение оборотного капитала;
    • потеря товарного вида для части товаров и распродажа товаров по сниженным ценам в следующем сезоне из-за изменения моды.

    «Провалы» в ассортименте, уровень которых достигает огромных размеров, не выгодны ни розничной сети, ни производителю.

    Эффективное управление цепями поставок очень сильно влияет на конкурентоспособность компании и позволяет сократить издержки в цепочке поставок, тем самым снизить себестоимость товара. Усовершенствовав стратегические процессы управления цепями поставок и превратив их в мощные активы, компании получают сильное конкурентное преимущество.

    Ветер перемен, или как выжить в кризис

    Политика сбыта и управления цепочками поставок попадает под сильное влияние экономической ситуации в стране и в мире. Как известно, экономике свойственно циклическое развитие, чередующееся с периодами кризисов и подъемов. К сожалению, периоды экономических кризисов доминируют в нашей стране и поэтому именно на этой стадии макроэкономического цикла следует особенно четко расставлять акценты в управлении цепями поставок. Цепи поставок достаточно сильно подвержены воздействию кризиса и рецессий. Значительное падение объемов продаж и прибыли, как правило, является следствием нестабильности в экономике страны.

    Основной удар выражается в серьезнейшем падении объемов продаж и прибыли, увеличении колебаний спроса и поставок, возросших рисках банкротства партнеров и всеобщей нехватке наличности. Одними традиционными методами борьбы с этими явлениями здесь не обойтись, поэтому эффективные ответные меры сейчас активно применяются многими компаниями в мире. К таким мерам относятся:

    • пересмотр и рационализация конфигурации цепей поставок с целью увеличения гибкости и оптимизации расходов;
    • оценка надежности поставщиков с целью уменьшения рисков неплатежей и срывов поставок;
    • оптимизация оборотных средств (уменьшение уровня товарных запасов);
    • ускорение перехода от собственно производства продукции к предоставлению инновационных услуг для защиты прибыли и сохранения рыночных позиций.

    Инициативы по совершенствованию логистических процессов становятся ключом к решению острых экономических проблем. Наиболее рациональными мерами являются:

    • достижение ювелирно точной сегментации поставщиков и клиентов, большей точности прогнозирования и выстраивания логистики, производства, закупок под прогнозы спроса путем пристраивания всей сети поставок;
    • стратегическая оптимизация логистики, включая постоянную оптимизацию комплексной цепи поставок от поставщиков до конечных пользователей;
    • переход к бережливому производству;
    • оптимальное управление запасами, направленное на повышение оборачиваемости товара, включая технологии совместного с поставщиками планирования пополнения запасов;
    • реализация БСМ-проектов с быстрой окупаемостью в противовес многомиллионным инвестициям в высокотехнологичные программные продукты, которые имели место в прошлые годы;
    • сильнейшими в управлении цепочки поставок остаются компании рынка высоких технологий, а также рынка товаров с быстрой оборачиваемостью, вынужденные работать напрямую по всей длине цепи поставок от поставщика до потребителя.

    Цепи поставок vs маркетинг

    Гибкость цепей поставок, а именно способность продолжать экономически эффективное функционирование даже в период непредсказуемых и значительных колебаний спроса, является главным фактором успеха. Глобальная рецессия резко лишает возможности прогнозировать далее, чем на три месяца. Поэтому в периоды кризиса гибкость становится более критичным фактором. В данной ситуации чрезвычайно важны эффективное интегрированное планирование в рамках всей цепи в совокупности с быстрым реагированием на коротких интервалах времени.

    В условиях растущей конкуренции становится невозможным достижение успеха одними расходами на традиционный маркетинг. Сложность оценки степени обратной связи от традиционного маркетинга приводит к необъективной оценке результатов и бесперспективности процесса планирования. В результате становится невозможно определить, какими средствами достигнута конечная цель – привлечение покупателя, так как непонятно, какие инвестиции в рекламу считать оправданными и эффективными, какие методы использовать для оценки этой эффективности. Даже привлекая покупателя и не имея адекватных операций, компании сделают напрасные маркетинговые траты, так как они будут стимулировать спрос, который не в состоянии удовлетворить. Не случайно сервисная составляющая в стоимости продуктов имеет значительную долю.

    Управление цепями поставок приобретает в деятельности компаний такую же важность, как когда-то маркетинг. Цепь поставок существует лишь потому, что существует спрос на товар со стороны потребителя. Компании признают неоднородность потребителей и предлагают на рынке не один товар, а целый ассортимент, нацеленный на разные сегменты рынка. Товары эти могут отличаться по целому ряду параметров – новизна, имидж, цена, качество, срок хранения и т. д. Так же, как и конфигурация, параметры цепи поставок определяются разными характеристиками товаров – эти параметры при необходимости изменяются на протяжении жизненного цикла товара, т. е. его развития от «рождения» (выведения на рынок) до «смерти» (исчезновения с рынка). Скорость реагирования на изменения в спросе более важна на стадии вывода товара на рынок, когда высока связанная с новым товаром неопределенность. В то же время на стадии «зрелого» товара стабильный спрос и большие объемы продаж диктуют приоритет надежности и сокращения издержек над скоростью поставки и гибкостью.

    Параметры цепи поставок

    С одной стороны, эффективное управление цепью поставок при необходимости предполагает наличие общих для всех участников цепи показателей деятельности, которые позволяют отслеживать развитие цепи в правильном направлении. С другой – показатели деятельности должны учитывать как специфику товара, так и стадии его жизненного цикла.

    Выделяют следующие параметры цепи поставок:

    Скорость цепи – протяженность цикла от закупки сырья и материалов поставщиком товара до получения собственно готового товара потребителем. Скорость цепи иногда называется длиной цепи поставок и измеряется в днях.

    Надежность цепи – степень соблюдения установленных сроков поставки.

    Гибкость цепи – умение своевременно адаптировать цепь поставок в соответствии с изменяющимися запросами потребителя, например, изменяя долю продаж того или иного товара в портфеле в зависимости от спроса или выводя на рынок новые модификации товара. Хорошими индикаторами гибкости являются уровень и положение в цепи товарных запасов и частота случаев отсутствия товара в розничной части цепи.

    Издержки цепи – общая стоимость функционирования цепи поставок, которая складывается из издержек производства, закупки, транспортировки, складирования, страховки, списания устаревших и испортившихся запасов, финансирования цепи и множества других.

    Нет сомнения, что идеальная цепь поставки должна стремиться к достижению совершенства по всем указанным параметрам: по первой прихоти потребителя (гибкость) быстро (скорость) и точно в обещанный срок (надежность) доставлять ему товар, при этом почти бесплатно для всех партнеров по цепи (издержки). К сожалению, не вызывает сомнения, что этот сценарий несколько утопичен.


    Увеличение надежности цепи требует более тщательного планирования и контроля, что автоматически увеличивает соответствующие инвестиции в технологию, обучение и координацию. Обеспечение скорости реакции заставляет компании содержать запасы, что увеличивает расходы на складирование и повышает риск списания устаревших запасов. Повышение гибкости требует внедрения технологий гибкого производства, что вызывает рост издержек на перенастройку производственных линий и увеличивает процент производственных потерь.

    Таким образом, улучшение одного из этих параметров, как правило, ведет к ухудшению другого. Между тем выше уже было сказано о некоторых закономерностях в требованиях, которые потребитель и нацеленный на него товар предъявляют к конфигурации цепи поставок, а параметры цепи поставок определенным образом изменяются на протяжении жизненного цикла товара. Учет этих закономерностей позволит менеджеру по товару выделить критически важные на той или иной стадии жизненного цикла товара характеристики цепи. Если достижение совершенства по всем параметрам невозможно, то успех цепи поставок определяется правильным фокусом на правильных параметрах.

    Таким образом, исходя из особенностей ситуации на российском логистическом рынке, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая цикличность развития экономики и жизненный цикл товаров, можно выделить следующие важнейшие аспекты, учет которых необходим для успешного управления цепями поставок:

    • описание и анализ комплексных динамичных цепей поставок;
    • своевременное опознание критических ситуаций в логистических бизнес-процессах и ликвидация узких мест;
    • развитие логистической стратегии для активного решения проблем;
    • воплощение развитых стратегий на оперативном уровне с помощью эффективного управления проектами;
    • управление логистическими рисками рынка и предприятий;
    • управление цепями поставок с учетом культуры разных регионов;
    • управление цепями поставок с учетом жизненного цикла товара и макроэкономической ситуации в регионе.

    Истина рождается в опыте

    Ни для кого не секрет, что высокие показатели работы предприятия являются результатом длительного труда и успех приходит путем проб и ошибок. Столь ответственную работу, как планирование управления цепями поставок, необходимо выполнить на высшем уровне, а это под силу только профессионалу. Хорошо известно, что для улучшения финансовых показателей предприятия необходим комплексный подход к его логистике. А багаж знаний, опыт консультантов и лучшая практика многих десятков предприятий – лидеров различных отраслей позволяет в ограниченные сроки раскрыть потенциал компании, сократить сроки получения и увеличить размер эффектов, получить синергетический эффект, а также снизить риски, сопутствующие любому нововведению.

    Рассмотрим особенности поставок товаров от производителя до распределительного центра, расположенного в Московской области, и далее в розничную сеть. Проект по управлению цепочками поставок был разработан и реализован консалтинговой компании «А Дан Дзо» для торговой сетевой компании (одежда и аксессуары), имеющей более 150 магазинов в различных регионах России, число которых увеличивается ежегодно на 20–40 магазинов.

    Примерно 50% товаров поступает из Китая и Индии, 43% товаров – от российских производителей и около 7% – из Европы (см. рис.1).

    Для анализа возникающих ситуаций в организации и выполнении поставок будут использоваться и иные данные, полученные при выполнении других проектов.


    Импортные поставки. Проблемы и решения

    Продажи торговой компании, осуществляющей торговлю одеждой и различными аксессуарами, характеризуются ярко выраженной сезонностью, что вызывает неравномерность отгрузки товаров от иностранных и российских поставщиков (см. рис.2).

    На рис. 2 отражены следующие периоды организации поставки товаров в торговую сеть «как должно быть»:

    Разработка новой коллекции (осуществляется за 1 год до проведения продаж: зимой – для продаж в следующую зиму и летом – для продаж на следующее лето).

    Производство новой коллекции (осуществляется производителями в течение 2–3 месяцев до начала поставки товаров на РЦ).


    Поставка товаров для весенне-летнего сезона (осуществляется поставщиками преимущественно в январе–феврале текущего года).

    Поставка товаров для осенне-зимнего сезона (осуществляется поставщиками преимущественно в июле–августе текущего года).

    Доставка товаров в розничную сеть для весенне-летнего сезона (осуществляется с РЦ в марте–июле текущего года).

    Доставка товаров в розничную сеть для осенне-зимнего сезона (осуществляется с РЦ в сентябре–января текущего года).

    Готовая одежда, обувь, аксессуары
    Индия 35% Котка Лето
    0% Зима
    Китай 65% Котка Лето
    100% Зима

    Поставки из Юго-Восточной Азии распределяются по объему закупок следующим образом: из Индии поступают товары только для летней распродажи, а из Китая – для летней и зимней продажи (см. табл.).

    Однако действительность чаще всего вносит свои и весьма существенные коррективы в планируемые компанией сроки поставки товаров. В зависимости от места отгрузки часть товаров (примерно 26%) прибывает в порт Котка в срок от 15 до 35 дней (грузы из Индии), более 55% грузов прибывают в срок от 35 до 40 дней и оставшиеся примерно 19% грузов – в срок до 50 дней (рис. 4).

    На рис. 4 видно, что периоды доставки товаров от поставщиков из Китая и Индии до порта Котка (Финляндия) достаточно определенные по срокам и зависят главным образом от ряда причин. Так, задержка может произойти из-за погодных условий, по причине недостаточности судовой партии, дополнительной проверки контейнеров таможенными службами, в результате чего груз не успевают отправить с отходящим судном, и приходится ждать другого, и прочих обстоятельств. Любой океанский маршрут из Китая предполагает перегрузку с океанского судна на фидерные суда в крупном порту. В Котку фидерные суда доставляют грузы также из крупных портов (Роттердам, Гамбург и т. д.).


    Следующий отрезок маршрута в доставке импортных товаров – это транспортировка контейнеров из порта Котка до распределительного центра торговой компании в Московской области с осуществлением таможенного оформления при пересечении финско-российской границы. Сама перевозка контейнеров из Котки в Московский регион занимает обычно 2–3 дня. Увеличение срока перевозки может быть вызвано только задержкой на границе из-за очередей, которые там время от времени возникают. Реальные же сроки доставки, включая время на таможенное оформление груза, приведены на рис. 5.


    На рис. 5 видно, что только 6% грузов доставляется из порта Котка в РЦ в срок от 5 до 10 дней. Более 46% грузов доставляются за период от 10 до 40 дней. Более 47% грузов доставляются в период свыше 40 дней. Для доставки около 30% грузов требуется более двух месяцев.

    Обычно некоторое время контейнеры перед отправкой до места назначения находятся в пункте их перевалки и с морского на сухопутный транспорт – в порту Котка. У торговой компании есть несколько дней на организацию перевозки контейнеров, и она заранее информирована о прибытии их в порт. Тем не менее сроки нахождения контейнеров в порту Котка разные (см. рис. 6).


    На рис. 6 видно, что только около 49% всех контейнеров следуют через порт Котка без оплаты штрафов за сверхнормативное хранение и демередж. Более 22% контейнеров находятся в порту Котка от 30 до 109 дней. В зависимости от срока нахождения в порту величина штрафов увеличивается (см. рис.7).


    На рис. 7 показано, что стоимость штрафов – непроизводительных расходов для торговой компании увеличивается в зависимости от времени нахождения контейнеров. От всего объема перевалки контейнеров через порт Котка за 12 месяцев только 48,6% контейнеров были без штрафных санкций. Для остальных контейнеров стоимость штрафов составляла от 2 до 5521 евро за контейнер. Суммарно на выплату штрафов за изучаемый период ушло более 150 тысяч евро.

    Общие сроки доставки товаров по всему маршруту из Китая и Индии до РЦ торговой компании, расположенного в Московской области, указаны на рис. 8.


    Из рис. 6 следует, что только 30,74% товаров доставляются в срок до двух месяцев. Примерно 35% товаров доставляются в течение двух-трех месяцев. Срок доставки для 34,26% товаров составляет от трех до восьми месяцев.

    Таким образом, можно видеть значительные отклонения от плановых сроков поставки, указанных на рис. 2. При этом около 21% товаров практически не попадают в розничную сеть в текущий сезон из-за значительного времени их поставки.

    Для торговой компании это оборачивается:

    • упущенной прибылью от нереализованных товаров;
    • дополнительными расходами на оплату штрафов;
    • дополнительными расходами на хранение товаров, не успевших к текущему сезону;
    • замораживанием денежных средств в виде товаров, находящихся на длительном хранении, и уменьшением оборотного капитала;
    • потерей товарного вида части продукции и ее распродажей по сниженным ценам в следующем сезоне из-за изменения моды.

    Какие меры можно предпринять, чтобы этого избежать:

    1. Найти производителя, находящегося вблизи от России, для минимизации сроков поставки.

    2. Самой компании организовать производство товаров в России или в приграничных к России государствах.

    3. Использовать другие виды транспортировки, исходя из анализа упущенных продаж.

    Указанные выше предложения по переносу производств в близлежащие регионы, конечно, требуют экономического обоснования. И в рамках проекта, некоторыми статистическими данными которого мы поделились, эти экономические обоснования нами были получены как итог подробных расчетов.


    Таким образом, если у вашей компании похожая география поставок, стоит попробовать и подсчитать все прямые и сопутствующие расходы, возникающие при производстве и поставках импортных товаров, и те преимущества, которые дает производство товаров не только в России, но и в Белоруссии и в Казахстане (единое таможенное пространство). Результаты могут не только убедить, но и превзойти все ваши ожидания.

    Если же вы понимаете, что отказаться от существующих поставщиков не представляется возможным, стоит рассмотреть альтернативные варианты транспортировки – например, авиаперевозки. Не стоит отбрасывать этот вариант только потому, что он дороже тех, которые вы используете, – ликвидация упущенных продаж не только компенсирует все переплаты, но и принесет компании дополнительный доход.

    В моем реферате стоит вопрос об управлении цепочками поставок на основе концепции Supply Chain Managment (SCM), т.к. этой концепции не уделяют должного внимания. С помощью этой концепции можно уменьшить издержки производства и увеличить прибыль производства.SCM является логистической технологией, что позволяет ей оптимально распределить ресурсы, связанные с управлением материальными (товарными) или информационными потоками. Ей соответствуют базовые логистические подсистемы и информационно-программные модули, как правило, поддерживаемые корпоративной информационной системой (КИС), реализующей, например, идеологию MRP II/ERP или SCRP систем.Современная практика менеджмента характеризуется интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами как наиболее адекватными объектами внедрения концепции интегрированной логистики.

    До недавнего времени концепция SCM рассматривалась как синоним «интегрированной логистики», осуществляемой за пределами центральной компании и включающей потребителей и поставщиков. Логистика всегда ориентировалась на цепи поставок, начинающиеся от места изготовления продукта и заканчивающиеся местом его потребления.

    Концепция SCM позволяет решать задачи интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы в логистике в зависимости от бизнес-платформы. Системы ERP с модулем SCM позволяют увеличить скорость прохождения заказа в 6 раз и в 2 раза повысить удовлетворенность клиентов параметрами логистического сервиса. С помощью SCM решаются такие задачи, как планирования, координирования,производства, доставка товаров и услуг.

    Понятие SCM

    Системы управления цепями поставок предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

    В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

    • SCP - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
    • SCE- исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

    Управление цепями поставок (SCM)

    • Управление цепями поставок (Supply Chain Management — SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия «управления цепочками поставок» является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
    • Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

    Можно выделить 7 основных принципов SCM:

    Цели, принципы и элементы SCM

    Термин SCM (Supply Chain Management) широко используется на Западе уже более 15 лет, однако до сегоднешнего дня никто не может дать более или менее внятного определения. Многие рассматривают SCM с операционной точки зрения, понимая под SCM материальные потоки. Некотрые считают SCM концепцией управления, а третьи понимают под SCM внедрение этой концепции на предприятии. Ниже приведены наиболее популярные понятия SCM:

    SCM — это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными издержками.

    SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

    Цепочка поставок (supply chain) представляет множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут целиком принадлежать одной организации, другие – компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Таким образом, в цепочку поставок обычно входят несколько организаций.

    Системы управления цепями поставок предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет повысить спрос на продукцию компании, и снизить затраты на ее производство. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи обычно выделяют шесть основных областей, на которых держится СSM:

    • производство — компания решает, что именно и как производить;
    • поставки — при принятии принципиального решения о построении либо входе в цепь поставок компания должна определить, что она будет производить самостоятельно, а какие компоненты (комплектующие, товары или услуги) – покупать у сторонних фирм;
    • месторасположение — решения о местоположении производственных мощностей, центров складирования и источников поставок;
    • запасы — основная цель управления запасами – страхование от непредвиденных случаев, таких как всплеск спроса или задержка поставок;
    • транспортировка — решения, связанные с транспортировкой. Они зависят от местоположения участников цепочки поставок, политики в отношении запасов и требуемого уровня обслуживания клиентов. Важно определить правильные способы и эффективные методы оперативного управления транспортировкой, так как эти операции составляют около 30% общих расходов на снабжение, и именно с опозданиями в доставке связано в среднем более 70% ошибок в распределении товаров;
    • информация — эффективное функционирование цепочки поставок невозможно без оперативного обмена данными между всеми ее участниками.

    Цепочка поставки выполняет две основные функции:

    1. Физическая функция цепочки поставки видна любому: материалы превращаются в детали, а те – в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.
    2. Посредническая функция цепочки поставки менее очевидна, но не менее важна – на рынок должно приходить то, что нужно потребителям.

    Обе функции, естественно, исполняются с некоторыми издержками. В ходе исполнения физической функции возникают издержки производства, транспортировки и хранения. Посредническая же функция подразумевает издержки иного рода. Когда предложение превышает спрос, необходимо снижать цены и продавать с убытком, а когда спрос превышает предложение, появляются упущенные доходы и недовольные клиенты.

    Задачи SCM

    • повышение уровня обслуживания
    • оптимизация производственного цикла
    • уменьшение складских запасов
    • повышение производительности предприятия
    • повышение рентабельности
    • контроль производственного процесса

    SCM-решения создают оптимальные планы использования существующих технологических линий, подробно расписывающие, что, когда и в какой последовательности надо изготавливать с учетом ограничений мощностей, сырья и материалов, размеров партий и необходимости переналадки оборудования на выпуск нового продукта. Это помогает добиться высокого удовлетворения спроса при минимальных затратах.

    Достоинства SCM

    Процесс управления снабженческой деятельностью обладающее следующими преимуществами:

    1. усовершенствованный процесс коммуникации между участниками цепи поставок в онлайн режиме посредством использования интернета и других инструментов снабженческой деятельности основанных на применении информационных технологий
    2. сокращение транзакционных издержек

    В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы

    1) SCP - (англ. Supply Chain Planning) - планирование цепочек поставок.

    Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

    2) SCE - (англ. Supply Chain Execution) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

    Управление цепочками поставок представляет собой стратегию бизнеса, которая обеспечивает эффективное управление финансовыми, экономическими материальными потоками для обеспечения и распределения организационных структур.

    Рис. 1.

    Иерархия решений, принимаемых при выборе места размещения адвокатские и нотариальные конторы, банки и т.п.

    SCM в России

    Система планирования деятельности, широко известная у нас под аббревиатурой MRP II, за свои 15 лет стала общественно принята, сильно изменив центр своего приложения и расширив сферу своего влияния, благодаря всевозможным изменениям. Эти изменения так же известны под названием ERP-системы. Их история на западе насчитывает около 15 лет. Но со временем произошла одна сильная трансформация. А именно, информационные технологии стали доступными, и популярными для предприятий и получили широкое применение на практике.

    Логистика в России на сегодня активно развивается. Особенно сильно это ощущается в развитии транспортно — логистической инфраструктуры, строительстве большого количества логистических центров, развитии рынка логистических провайдеров, роста интереса топ-менеджмента компаний к внедрению концепции и технологий управления цепями поставок (SCM), внедрении продвинутых информационных систем и программных приложений, поддерживающих логистику и SCM.

    Авторы рассматривают и анализируют основные тенденции формирования рынка логистического сервиса в России, темпы роста складских и транспортных услуг, приводят прогнозы развития логистической инфраструктуры в разрезе Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года. Значительное внимание уделено развитию сети и размещению транспортно — логистических центров на территории федеральных округов России.

    Большинство предприятий, работающих на российском рынке, сегодня озабочено сокращением затрат, поиском дешевых кредитов для пополнения оборотного капитала, поиском дополнительных ресурсов для поддержания бизнеса. При этом многие хозяева и топ-менеджеры компаний недооценивают возможности логистики и управления цепями поставок, как инструментов уменьшения общих затрат, оптимизации баланса «затраты/уровень обслуживания», сосредотачиваясь, зачастую, только на сокращении любой ценой операционных логистических издержек.

    Инструменты интегрированной логистики и SCM специально предназначены для оптимизации ресурсов компаний и цепей поставок в целом, за счет правильного использования концепции общих затрат, синхронизации планов контрагентов в цепях поставок, применения новейших технологий управления логистическими операциями в условиях риска и неопределенности внешней среды.

    В условиях кризиса передовые компании оптимизируют ресурсы за счет рационального выбора соотношения «инсорсинг-аутсорсинг» логистической деятельности, интегрируют логистические бизнес-процессы в цепи поставок на базе общей информационно-компьютерной платформы, образуя стратегическую инновационную систему.

    Внедрение методов SCM оптимизации и современных интегрированных логистических технологий в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить использование дефицитных ресурсов: уменьшить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции и операционные издержки, обеспечить наиболее выгодное соотношение «затраты/уровень логистического обслуживания» для компании в нестабильной экономической среде.

    Сложившаяся экономическая ситуация показывает те условия, в которых интегрированная логистика и SCM для российских компаний должны превратиться в стратегический ресурс, требующий высокого уровня разнообразных и глубоких знаний персонала. Поэтому, программы подготовки и переподготовки персонала компаний, в частности в области логистики, не только не должны свертываться, что происходит практически повсеместно, а наоборот наращиваться.

    Кроме традиционных услуг по логистике растет важность подготовки топ менеджеров по логистике в рамках социальной программы, что подтверждают результаты анализа спроса на высококлассных специалистов.

    Вывод

    В завершении нужно сказать, что при оптимизации что при оптимизации цепочек в любом случае можно повысить свое мастерство. Чтобы оставаться конкурентоспособной, организация должна показывать высокие результаты ежедневно. Прогнозы на будущее показывают что оперативность, и качество продукции будет возрастать с каждым годом все больше и больше.

    Организация SCM является очень важной для организации. Обеспечение ее эффективного и стабильного функционирования определяет управление всеми звеньями этого процесса, без ошибок выявляет и использует новые возможности для деятельности предприятия.

    Тема 2.Моделирование цепи поставок

    Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

    В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

    SCP - (англ. Supply Chain Planning) - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

    SCE - (англ. Supply Chain Execution) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

    Управление цепями поставок (SCM)

    Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.

    Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

    Сетевая структура цепи поставок . С точки зрения организации, цепь поставок для продукта состоит из нескольких уровней поставщиков, предоставляющих материальные ресурсы, необходимые для выполнения основных операций, начиная от первоначальных источников, а также из нескольких уровней потребителей, перемещающих материалы до конечных пользователей.


    На практике, конечно, существует множество вариантов этой базовой модели. В некоторых цепях поставок уровней потребителей и поставщиков немного, в других - очень много; в некоторых цепях очень простые материальные потоки, в других - сети сложные и разветвленные. Разумеется, разные типы продуктов требуют разных структур цепей поставок, и, скажем, песок для строительства требует совершенно не той цепи, что проигрыватели DVD. Здесь важными факторами становятся стоимость продукта, его габаритные и весовые характеристики, сохраняемость его свойств, доступность, рентабельность и т.д. Вернемся к предыдущему примеру. У песка низкая стоимость, он объемен и легко доступен. Поэтому лучше всего иметь короткую цепь поставок, чтобы поставщики размещались как можно ближе к конечному потребителю. Плееры DVD - это компактный товар с высокой стоимостью, изготавливаемый на специализированных предприятиях, и поэтому у них цепь поставок более длинная.

    Разные стратегии также приводят к разным типам цепей поставок, и поэтому компания, предпочитающая быструю доставку, создает цепь, отличающуюся от цепи компании, делающую ставку на низкие затраты. К другим факторам, влияющим на структуру цепей поставок, относятся типы потребительского спроса, эко­номическая ситуация в стране, возможность получения логистических услуг, культура, темпы инноваций, уровень конкуренции, рыночные и финансовые особенности.

    Организациям следует учитывать все подобные факторы и с их учетом проектировать соответствующую структуру своих цепей поставок. Другими словами, они должны решить, с какими типами посредников (кто будет поставщиками и потребителями в цепи) они будут иметь дело, каким должно быть число этих посредников, где должны располагаться склады, какая работа будет выполняться в логистических центрах, какие потребители будут обслуживаться из каждого центра, виды транспорта, скорость доставки и т.д. Вполне вероятно, что на этом этапе ключевым становится выбор протяженности и ширины цепи поставок.

    Длина цепи поставок определяется числом уровней или посредников, через которые материалы проходят от начала их производства/добычи до места назначения. Мы можем подходить к цепи поставок, задавая ее в терминах поставщиков, оптовиков и ритейлеров. На практике некоторые цепи короче, так как производители, например, продают свою продукцию непосредственно конечным потребителям. С другой стороны, цепи поставок часто намного более длинные, чем на схеме, поскольку насчитывают множество посредников; возможно также несколько этапов производства, каждый из которых соединяется с другими через собственных посредников. Аналогично, экспортеры могут пользоваться несколькими логистическими центрами, транспортными компаниями, агентами, грузовыми экспедиторами, брокерами для перемещения продукции между различными частями общего пути их прохождения. Ширина цепи поставок - это число параллельных маршрутов, по которым может перемещаться продукция. Мы можем представить себе это в виде числа маршрутов, доходящих до конечных потребителей. Скажем, у компании Cadbury’s широкая цепь поставок, что означает, что вы можете купить их шоколад во многих точках розничной торговли; у Thornton цепь более узкая, так как большая часть ее шоколада продается через собственные магазины этой компании; Pigalle et Fils имеет очень узкую цепь - они продают свой шоколад только в двух магазинах, расположенных в Бельгии. Лучший выбор длины и ширины цепи зависит от многих факторов, из которых наиболее важны три: степень контроля над логистикой, которая удовлетворит организацию, качество услуг и затраты. Так, производитель, доставляющий свою продукцию непосредственно потребителям, имеет короткую и узкую цепь поставок. Это обеспечивает его контроль над логистикой, однако при таком варианте часто трудно добиться и высокого качества обслуживания потребителей и низких затрат. Удлинение и расширение цепи приводит к повышению качества обслуживания, но сопровождается ростом затрат и снижением контроля со стороны производителя. Выбор длинной и узкой цепи поставок может привести к появлению посредников и к сокращению затрат, но производитель теряет часть контроля, а обслуживание потребителей при этом не улучшается. Одновременное удлинение и расширение цепей поставок позволяет обеспечить более качественное обслуживание, но в этом случае производитель теряет контроль в еще большей степени.

    При разработке цепей поставок менеджерам могут помочь несколько видов анализа . Совершенно очевидно, что один из первых - оценка общих затрат на доставку продукции до конечного пользователя и время, необходимое для выполнения заказа. Эти виды анализа могут учитывать и такие менее очевидные факторы, как эффективность цепи поставок или степень удовлетворения потребителей. К сожалению, единого «лучшего» решения не существует, и в конечном счете приходится выбирать компромиссный вариант, в наибольшей степени соответствующий заданным целям логистической стратегии. Впрочем, в настоящее время наблюдается явно выраженная тенденция - стремление к более коротким цепям поставок. Сейчас организации всех типов чаще понимают, что они могут сократить затраты и повысить качество обслуживания потребителей, если будут более быстро перемещать материалы по цепям поставок, что, очевидно, можно сделать в более коротких цепях. Это обычно означает удаление ряда промежуточных посредников и выполнение логистических функций в меньшем числе элементов общей инфраструктуры. Поэтому производители все чаще совершают сделки непосредственно со своими конечными потребителями, в результате чего большая часть традиционных уровней посредников исчезает. В Европейском союзе свободное перемещение продукции означает, что компании могут заменять национальные склады едиными европейскими логистическими центрами. Аналогичный пример можно привести и в США, где эффективно действующий транспорт позволяет компаниям выполнять все виды работ из одного крупного центра.

    Отсрочки и ситуационные действия .

    Отсрочка . Отличным примером отсрочки является услуга смешивания красок в одном магазине розничной торговли. Вместо того чтобы заниматься прогнозами, какие цвета потребители захотят купить, розничный торговец ждет, когда наступает время конкретной покупки и смешивает исходные компоненты в нужные покупателю цвета. Другие примеры - окраска панелей на встроенном кухонном оборудовании в цвет, требующийся конкретному покупателю, что позволяет одной и той же единице кухонного оборудования в конечном счете получить любой из возможных многочисленных цветов; централизация медленно продающихся продуктов на одном складе и окончательная сборка и доведение продукции до товарного состояния только после получения на нее заказа.

    Ситуационные действия - подход, противоположенный отсрочке. Это означает, что некая структура канала, вместо того чтобы передать риск дальше, принимает его на себя. Ситуационные действия могут снизить маркетинговые издержки, благодаря:

    I) экономии на крупномасштабном производстве;

    2) получению крупных заказов, что снижает затраты на выполнение заказа и его транспортировку;

    3) сокращению случаев возникновения дефицита продукции и связанных с этим затрат;

    4) снижению уровня неопределенности. Чтобы сократить потребность в запасах, необходимых для обеспечения действий ситуационного характера, во многих компаниях менеджеры прибегают к стратегии конкуренции на основе сокращения времени выполнения заказов (time-based competition). Используя этот вариант соперничества, менеджеры могут существенно снизить время, необходимое компании для производства продукции, одновременно сократив объем запасов и повысив их оборачиваемость, снизив затраты на владение (cost of ownership) и повысив степень удовлетворения потребителей.

    • ? Понятие логистики и управления цепями поставок.
    • ? Управление цепями поставок.
    • ? Оценка эффективности цепей поставок.
    • ? Закупочная деятельность компании.
    • ? Управление закупочной деятельностью.

    В современной бизнес-практике термины «логистика» и «управление цепями поставок» не имеют унифицированного толкования, поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть содержание этих понятий.

    В теоретических работах логистика рассматривается как часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения .

    Термины «логистическая цепь» и «цепь поставок» в бизнес-практике используются как синонимы и обозначают упорядоченную совокупность юридических и физических лиц (производителей товаров, оптовых посредников, транспортно-экспедиторских компаний и др.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от поставщика(ов) начального уровня до конечных потребителей.

    Международный банк при составлении Индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index (LPI) по странам мира рассматривает следующие показатели, которые непосредственно оказывают влияние на развитие бизнеса в стране, среди которых:

    • ? эффективность выполнения таможенных процедур;
    • ? качество экспортных отгрузок;
    • ? качество транспортной и информационных инфраструктур;
    • ? компетентность логистического персонала;
    • ? уровень контроля и отслеживания поставок;
    • ? обязательность и надежность местных субъектов логистического рынка.

    Логистический подход организации бизнеса предусматривает согласование операций всех звеньев транспортно-распределительной цепи при управлении материальными потоками, обеспечение жесткого контроля за финансовыми и информационными потоками, упрощение процедур оформления таможенных, перевозочных и прочих сопроводительных документов.

    В настоящее время разработаны три фундаментальные логистические концепции: информационная, маркетинговая и интегральная (табл. 3.5).

    Как видно из данных табл. 3.5, существенное влияние на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности российских организаций оказывает применение интегрированных информационных систем при управлении логистической системой, что обеспечивает:

    • ? рост скорости обмена данными и сокращение числа разногласий между различными структурными подразделениями организации, задействованными в процессе выполнения различных логистических операций;
    • ? уменьшение количества ошибок в процессе организации документооборота и учета продукции;
    • ? систематизацию данных из различных информационных блоков;
    • ? оптимальную увязку на оперативном уровне требований, возникающих в различных звеньях логистической системы.

    Таблица 3.5

    Основные логистические концепции

    Годы разработки

    Недостатки

    Конец 60-х гг. XX в.

    Отдельные функциональные области логистики синтезированы с конкретным компьютерно-информационным решением, применяются информационные системы учета, связи, контроля и принятия решений

    Не ставится задача оптимизации всего процесса управления материальными потоками. Негибкая логистическая система, сложности применения в условиях меняющейся внешней среды. Недостаточно адаптирована для взаимодействия с субъектами внешней среды (к примеру, с поставщиками)

    Концепции RP(планирование потребностей), среди которых:

    MRP 1 (система планирования потребностей

    в материалах, основанная на производственных графиках, связывающих информацию о спросе и запасах);

    • - MRP II (система производственного планирования ресурсов, объединяющая производственное, маркетинговое, финансовое планирование и логистические операции);
    • - DRP (система планирования отправок и запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах, в том числе и у логистических посредников) и т.п.

    Окончание

    Годы разработки

    Недостатки

    Маркетин

    Начало 80-х гг. XX в.

    Обеспечение конкурентоспособности организации за счет оптимизации решений в распределении (дистрибьюции) товаров

    Недостаточное внимание уделяется взаимодействию с логистическими партнерами.

    В малой степени учитывает движение финансовых, трудовых и прочих потоков

    DDT - логистика, ориентированная на спрос;

    QR (система быстрого реагирования);

    CR («непрерывное» пополнение) и т.д.

    Интегральная (интегрированная логистика)

    90-е гг. XX в.

    Единое (сквозное) управление материальными, информационными, финансовыми, трудовыми и прочими потоками при организации бизнеса на протяжении всей цепочки товародвижения от производителя к потребителю. Построение единой логистической системы и в последующем проведение мероприятий по ее оптимизации

    Необходимость пересматривать весь процесс управления организацией и логистическими операциями. Существенные первоначальные вложения. Усложнение логистического процесса, вызванное развитием технических средств и информационных технологий, что вызывает необходимость осуществлять дополнительные финансовые вложения

    TQM (всеобщее управление качеством);

    ЛТ «точно в срок»;

    LP (бережливое производство);

    VMI (управление запасами поставщиков);

    SCM «управление цепями поставок»;

    TBL(оптимизация всех стадий жизненного цикла по времени);

    VAD (каждая логистическая операция создает добавочную стоимость); системы ERP (интегрированное планирование ресурсов), CSRP (планирование ресурсов синхронизированное с потребителем)

    Практика европейского бизнеса показывает, что интегрированная логистическая концепция за последние годы трансформировалась в бизнес-концепцию SCM («управление цепями поставок»).

    Управление цепями поставок - это планирование, организация, выполнение и контроль материального, информационного, финансового и других потоков во всей цепи товародвижения, начиная от проектирования товаров и услуг и завершая их реализацией конечному потребителю, в соответствии с требованиями рынка с оптимальными затратами ресурсов.

    Основной целью управления цепями поставок является оптимизация ресурсов при интегрированном взаимодействии всех участников логистической системы.

    Управление цепочками поставок затрагивает восемь взаимосвязанных бизнес-процессов, среди которых:

    • 1) управление разработкой продукцией и ее последующая коммерциализация;
    • 2) управление материально-техническим снабжением;
    • 3) поддержка производственных процессов;
    • 4) управление процессом выполнения заказов клиентов;
    • 5) управление спросом на товары и услуги;
    • 6) непосредственный процесс обслуживания потребителей;
    • 7) сервисное обслуживание, управление взаимоотношениями с клиентами (потребителями);
    • 8) управление возвратными материальными потоками.

    Для понимания содержания «управления цепями поставок» рассмотрим функциональные области управления цепями поставок (табл. 3.6).

    Таблица 3.6

    Функциональные области управления цепями поставок

    Макропроцессы цепи поставок

    Функции управления цепями поставок

    SRM (Supplier Relationship Management) - система управления взаимодействиями с поставщиками

    Управлением снабжением, включая планирование сотрудничества с поставщиками и определение потребности в ресурсах для производства.

    Управление продуктом.

    Управление взаимоотношениями с поставщиками сырья, полуфабрикатов и т.п.

    Управление запасами сырья, полуфабрикатов.

    ISCM (Internal Supply Chain Management) - внутрифирменное управление цепями поставок (на примере производства)

    Управление производственным потоком, включая планирование потребностей производственных мощностей.

    Управление продуктом.

    Управление запасами сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, складирование.

    Транспортирование.

    Управление возвратными потоками и др.

    CRM (Customer Relationship Management) -управление взаимодействиями с потребителями

    Управление спросом.

    Управление выполнением заказов.

    Управление товарными запасами. Транспортирование грузов.

    Складирование товаров.

    Сервисное обслуживание потребителей (клиентов). Информационное сопровождение.

    Управление возвратными потоками и др.

    К принципам внедрения концепции управления цепями поставок на предприятии относятся:

    • ? осуществление стратегического планирования поставок на рынке;
    • ? ориентация цепи поставок на клиента;
    • ?сегментация клиентов на основе их потребности в различных логистических услугах;
    • ? проведение мониторинга спроса потребителей на постоянной основе, адаптация деятельности к изменяющимся условиям рынка;
    • ? развитие новых каналов распределения товаров.

    К ключевым показателям эффективности цепи поставок относятся:

    • ? надежность цепи поставок;
    • ? время реакции цепи поставок;
    • ? гибкость цепи поставок;
    • ? управление фондами цепи поставок (основными и оборотными);
    • ? затраты цепи поставок.

    К основным видам затрат предпринимателя, непосредственно связанным с управлением цепями поставок, относятся:

    • ? затраты на закупку, грузопереработку и формирование партий отправок грузов;
    • ? транспортно-экспедиционные затраты;
    • ? затраты на складирование и содержание запасов (управление запасами, упаковка, возврат поставщику);
    • ? затраты на оформление, документирование и информационное сопровождение заказов, логистические коммуникации.

    На эффективность организации бизнеса и размер логистических затрат существенное влияние оказывает состояние транспортно-складской системы организации.

    К ключевым характеристикам структуры складской системы организации ОТНОСЯТСЯ:

    • ? количество складских объектов, их пропускная способность, вместимость, полезная и общая площадь;
    • ? места дислокации (размещения) складских объектов;
    • ? уровень механизации и автоматизации склада;
    • ? себестоимость переработки груза на складе и величина эксплуатационных затрат.

    К основным характеристикам транспортной системы организации

    ОТНОСЯТСЯ:

    • ? число транспортных средств и погрузочно-разгрузочных машин и оборудования;
    • ?технические характеристики транспортных средств и оборудования;
    • ? размер транспортных затрат и тарифов;
    • ? виды и дальность маршрутов.

    При организации предпринимательской деятельности одним из существенных вопросов является выбор применять собственные складские мощности или обращаться к логистическим посредникам, использовать собственные транспортные средства или обращаться к транспортно-экспедиторским организациям.

    Развитие аутсорсинга и рынка логистических услуг позволяет выделить следующие основные схемы построения логистического процесса:

    • 1PL (First Party Logistic, логистический инсорсинг) - автономная логистика, все логистические операции выполняет грузовладелец самостоятельно, не привлекая третьих лиц;
    • 2PL (Second Party Logistic, частичный логистический аутсорсинг) - традиционная логистика, грузовладелец планирует и контролирует логистическую цепочку, сторонней организации передаются отдельные операции, связанные с транспортирование груза, складирование грузов и Т.П.;
    • 3PL (Third Party Logistics, комплексный логистический аутсорсинг) - логистика третьей стороны, грузовладелец передает специализированной логистической компании широкий спектр логистических услуг, среди которых транспортирование, экспедирование, складирование, консолидация отправок, оформление платежей, документирование операций, связанных с перемещением грузов, услуги таможенной очистки груза, проектирование и последующее обслуживание информационных систем, заключение договоров с другими контрагентами (контрактная логистика), консультационные услуги и т.п. Оказываемые логистические услуги обладают существенной добавленной стоимостью;
    • 4PL (Fourth Party Logistic, интегрированный логистический аутсорсинг) - интеграция всех участников цепей поставок. Логистический оператор разрабатывает и поддерживает процессы внутри логистической системы на стратегическом уровне, ему передаются задачи по проектированию цепей поставок, а также управлению логистическими бизнес-процессами на предприятии. Таким образом, 4PL-пpoвaйдep осуществляет как стратегическое, так и оперативное управление. Крупнейшие международные компании, такие как Sony, Ford, Chrysler и др., используют услуги 4РС-провайдеров, что позволяет снизить операционные издержки в среднем на 15%;
    • 5PL (Fifth Party Logistic) - виртуальная логистика. Выполняет ту же роль, что и 4PL на рынке, но с применением высокотехнологических технологий, действует в едином глобальном пространстве. Сейчас к 5PLпровайдерам можно отнести такие глобальные интернет-площадки, как eBay, Aliexpress, Amazon и др. В перспективах, если Европейским союзом будет создана единая информационная логистическая сеть, возрастет востребованность услуг 5Р1_-провайдеров и увеличится масштабность их деятельности.

    К современным направлениям развития логистики и управления цепями поставок ОТНОСЯТСЯ:

    • ? оптимизация и автоматизация процесса управления складскими материальными, информационными и финансовыми потоками за счет внедрения таких ИТ-решений для логистики, как системы управления складом (Warehouse Management System (WMS), оптимизация транспортной логистики (Transportation Management System (TMS), системы управления запасами, управление и планирование цепочек поставок (Supply Chain Management (SCM) и др.
    • ? реструктуризация имеющейся складской сети, формирование современной складской инфраструктуры (склады классов А+, А, В+, В);
    • ? повышение оборачиваемости товарных запасов;
    • ? дальнейшее развитие электронной логистики (концепции e-logistics), а также развитие информационной интеграции в логистике, применение облачных технологий при управлении информационными потоками, сопровождающими логистические операции;
    • ? усиление влияния логистического аутсорсинга на деятельность современной организации, что позволяет разрабатывать новые формы партнерства и обеспечивает комплексные логистические решения, направленные на оптимизацию логистических издержек, достижением высокого уровня сервиса и клиентоориентированно- сти, а в результате облегает процесс управления цепями поставок в целом. Происходит эволюция деятельности логистических провайдеров. Происходит переход от ЗР1_-провайдеров к 4PL- провайдерам, а затем 5Р1_-провайдерам;
    • ? развитие «зеленых» технологий в процессах производства, распределения, транспортирования и складирования.
    • Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд.,перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2011.


    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта