Система торможения современных автомобилей оборудована антиблокировочной системой, которая снижает тормозной путь и позволяет управлять автомобилем в режиме резкого сброса скорости. Чтобы проверить датчик АБС, можно воспользоваться тестером, осциллографом либо выполнить диагностику без приборов.
[ Скрыть ]
Для контроля работы системы имеется световой индикатор желтого или оранжевого цвета. При нормальном состоянии в момент включения зажигания на комбинации приборов активируется лампа, затем проводится самодиагностика элементов системы и значок автоматически гаснет.
Признаки поломки элементов системы ABS:
При проявлении признаков неисправности АБС эксплуатация автомобиля запрещается. Тормоза, рассчитанные на совместную работу с антиблокировочной системой, при ее отключении работают некорректно.
В большинстве случаев причиной некорректной работы АБС является поломка одного или нескольких колесных датчиков. На автомобилях с пробегом могут разрушаться жгуты проводки. Из-за это сигнал от датчика становится нестабильным и фиксируется, как ошибка. Кроме этого, причиной является падение напряжения на клеммах батареи — при снижении до 10,5 В возможно отключение антиблокировочной системы.
На автомобилях встречаются два вида датчиков:
Пассивный датчик включается после начала движения и считывает данные от зубчатого импульсного кольца. Прохождение зубца мимо прибора вызывает генерацию импульса тока, который считывается блоком управления. Датчики начинают работать на скорости выше 5 км/час и не реагируют на загрязнение.
Активный датчик состоит из электронных компонентов и постоянного магнита, который установлен на ступице. При вращении магнита в приборе возникает разница потенциалов, которая формируется в сигнал управления микросхемой. Затем информация подается на блок. Датчики подобной конструкции встречаются редко, ремонт их невозможен.
Диагностика системы АБС выполняется подключением сканера. На автомобилях, выпущенных после 2000 года, используется сканер с протоколом OBD.
Самостоятельная диагностика АБС снята для канала «БортЖурнал Рено Меган».
Владелец автомобиля может провести проверку состояния датчиков самостоятельно. Для этого потребуется несколько минут времени и простейший тестер. С целью проверки датчика мультиметром необходимо знать значение сопротивления исправной катушки. Измерение производится со снятием девайса или путем отсоединения штекерного разъема.
Самостоятельное тестирование проводится по алгоритму:
По определенному значению сопротивления можно сделать вывод о состоянии датчика:
В случае когда значение сопротивления исправного датчика АБС узнать не удалось, требуется измерить остальные приборы. Устройство с параметрами, заметно отличающимися от остальных, скорее всего, и является причиной неисправности АБС.
Дополнительно следует провести проверку тестером целостности жгута проводки от штекера датчика до колодки на блоке управления:
Проверка с помощью осциллографа позволяет точнее протестировать датчик на работоспособность. Осциллограф показывает графики изменения сигнала, генерируемого устройством. Датчик может подавать импульсы, соответствующие нормативам, но амплитуда сигнала будет некорректной и станет причиной появления ошибки работы АБС. Проверка выполняется на автомобиле, без снятия датчика.
Для того чтобы проверить датчик АБС осциллографом, необходимо:
На исправность датчика указывают:
Другим способом измерения параметров является подключение ноутбука, оснащенного специальным адаптером. Устройство подключается к порту USB и передает сигналы в соответствующее программное обеспечение.
Образец осциллоскопа USB
Осциллоскоп и адаптер являются узкоспециализированными устройствами и в личном пользовании встречаются редко. Оборудование применяется в сервисных станциях.
Наиболее грубым способом проверки исправности датчика является тестирование магнитного поля, создаваемого при работе устройства. Для этого к датчику прикладывается стальной предмет, который должен притягиваться при включенном зажигании.
Возможен визуальный осмотр прибора на предмет наличия трещин корпуса или заметных разрывов и окислений на проводке. Рекомендуется осмотреть штекер и состояние контактов в нем, окисление является причиной ухудшения проводимости сигнала.
После проведения проверки приборами и определения неисправного узла можно приступить к ремонту. Некоторые владельцы ремонтируют датчики путем замены жгута проводки или перемотки катушки.
Неисправный датчик пассивного типа можно отремонтировать самостоятельно:
Необходимо некоторое время поездить на автомобиле, проверяя работу тормозов на различной скорости. Бывают случаи, когда АБС самопроизвольно срабатывает при определенных оборотах колеса — обычно перед самой остановкой. Тогда потребуется провести поиск зазора, регулируя его прокладками или подтачивая корпус датчика.
Другим вариантом ремонта является установка доработанного датчика положения коленчатого вала от отечественных машин:
Оба варианта ремонта датчика требуют от владельца усидчивости и умения работать различным инструментом. Если пользователь автомобиля сомневается в своих силах, то рекомендуется приобрести новое устройство или найти изделие на разборке машин.
Если проблема потери работоспособности датчика кроется в проводке, то ее можно заменить:
Проверка датчиков АБС продемонстрирована в видео, предоставленном каналом «1000 самоделок и советов».
Приобретая импортное авто, многие не могут нарадоваться его комфортной эксплуатации. Сегодня ТС сопоставимо с компьютером, так как напичкано множеством электроники рассчитанной на комфорт и снижение риска ДТП. Техническое оснащение, отвечающее за безопасность, включает в себя такую интересную опцию, как ABS (Antilock Brake System) - Антиблокировочная Система Тормозов. Хотя она давно утвердилась в России и стала стандартом оборудования всех новых авто, но по-прежнему есть, те, кому довелось, столкнулся с ней впервые.
Предназначение АБС – при экстренном торможении не допускать блокировки всех четырех колес. Что позволяет транспортному средству сохранить устойчивость при движении, а на покрытиях с низким коэффициентом сцепления (гравий, мокрый асфальт, снег, лед) сократить тормозной путь. Помимо этого, АБС позволяет машине даже при полностью выжатой педали тормоза оставаться управляемой и не идти в занос. Этот многокомпонентный блок, соединен с системой тормозов, находится он под капотом между главным тормозным цилиндром и тормозными цилиндрами суппортов. Состоит система АБС из основного гидравлического блока модуляции давления жидкости, системы датчиков, отслеживающих частоту вращения и расположения колес, а также компьютера, в котором обрабатывается информация с датчиков и отправляется сигналами на основной блок.
Устройство АБС
Система датчиков АБС контролирует скорость вращения колес и самого автомобиля. Вовремя сильного надавливания на педаль тормоза, датчики определяют, что авто идет юзом и посылают в блок сигнал на сокращение тормозного усилия, после давление жидкости в магистрали тормоза падает и колеса разблокируются. Причем, если тормозные колодки не разжались, то процесс повторяется до тех пор, пока не придет в норму. Если сказать кратко, то вся работа АБС сводится к циклу торможение – анализ – растормаживание.
Система срабатывает мгновенно, еще до того, как колесо заблокируется, сигнал об этом поступает на приборную панель и появляются характерные толчки в педали тормоза. Когда надпись на приборном щитке носит постоянный характер, это свидетельствует о неисправности АБС. Помните, что какой бы активной в плане безопасности АБС ни выступала, главным по-прежнему остается водитель. Наличие АБС в машине создает у многих иллюзию безопасности, но на практике, если система и берет контроль над поворотами и курсовой устойчивостью, то никоим образом не сокращает тормозной путь.
Антиблокировочная система
Хотя современные АБС обладают довольно высокой надежностью и могут работать длительный срок, но, как и любые другие системы способны выйти из строя. Происходит это крайне редко, потому что электронные блоки защищены специальными реле и предохранителями. Если поломка все же произошла, то она никак не влияет на работоспособность всей тормозной системы. Модуль АБС просто выключается, а тормозная система начинает работать в обычном режиме. Игнорировать нарушение не стоит, так как можно переоценить свои возможности или попросту забыться во время экстренного торможения. При первых признаках неисправности не стоит сразу ехать на СТО, можно попытаться самостоятельно решить проблему – путем диагностики ABS.
Первый признак сбоя в системе – индикатор на приборной панели. Когда датчик не тухнет в течение 6–10 секунд или включается во время движения, значит, система неисправна и не функционирует должным образом. Важно знать, что поломку модуля нельзя выявить только в неподвижном положении транспортного средства, некоторые сбои можно распознать только при движении на скоростях от 25 км/ч. Перед тем как приступить к поиску проблем вспомните, не меняли ли вы на колесах покрышки. Так как часто, чтобы сэкономить многие устанавливают шипованные покрышки в зимний период только на ведущие колеса. А так как диаметр немного увеличивается, то колеса начинают вращаться с разной скоростью, чем и вызывают мигание системы. Кроме того, бывают случаи когда датчик горит во время пробуксовки, но, как правило, в обоих случаях индикатор горит недолго или время от времени мерцает.
Система ABS
Проблем с антиблокировочной системой может быть достаточно много, можно выделить 4 часто встречающихся причины неисправности АБС:
Все вышеперечисленные проблемы можно решить своими силами, иногда достаточно выявить проблему и произвести ремонт некоторых блоков АБС, чем производить полную дорогостоящую замену оборудования. Самыми уязвимыми в схеме АБС являются колесные датчики, которые находятся рядом с вращающимися ступицами и полуосями. Местоположение датчиков плохое, так как грязь и увеличенный люфт в подшипниках ступицы может спровоцировать сбой в их работе, сводя тем самым всю работу антиблокировочной системы тормозов на нет.
датчик АБС на колесе машины
Не редко на работоспособность блока влияет напряжение между клеммами аккумулятора. Если напряжение уменьшено до 10,5В или ниже, то система может сама резко выключиться через предохранительный блок. Так как предохранительное реле всегда реагирует на недопустимые всплески и колебания напряжения в сети транспортного средства. Исключить такие ситуации можно, если не разъединять электрические разъёмы при включенном зажигании и работающем двигателе. Нужно постоянно наблюдать за контактами соединений на генераторе и не запускать двигатель методом «прикуривания».
Самая дорогая деталь при замене – блок управления, но как выше было сказано он находится под защитой реле, которое снижает риск его поломки. Единственное, что может выбить его из строя – это перепад температур, о которых мы описали также выше. Поэтому центральную часть системы можно смело исключить или перенести на последний пункт проверки.
Диагностика АБС своими руками начинается с передних колес:
Когда осмотр с прочисткой деталей датчиков не дал результатов, то, возможно, проблема кроется в реле защиты, которое как мы знаем, охраняет электронные цепи от колебаний напряжения в бортовой сети транспортного средства. Найти защитное реле просто, если у вас на руках есть электросхема машины. Стенки реле чаще всего из алюминия, а крышка из пластика. Под крышкой содержатся два или один предохранитель, которые могут просто перегореть, тогда их нужно заменить.
Когда дело не в нем, то, возможно, перепады давления вывели из строя само защитное реле. Для его диагностики снова берем тестер и идем по пунктам:
Когда в этой части неполадок не выявлено переходим к проверке самого реле. Необходимо снять защитное реле с автомобиля и присоединить два провода от клемм аккумулятора к выводам реле обозначенными цифрами 5 и 6. Рабочее реле при подключении в 12 вольт будет производить щелчки, когда их нет, нужно его заменить.
Замена датчика АБС
Как вариант, проверку системы ABS можно произвести при помощи сканера ELM-327 . Датчик индукционного типа являет собой индукционную катушку, работающую в паре с зубчатым металлическим диском, располагающимся над импульсным ротором, связанным с приводным валом или ступицей колеса. Поломку датчика можно узнать тестером, паяльником , а также пином для ремонта, но сначала стоит проверить датчик начистоту, поищите загрязнения и если они имеются, то устраните их. Далее, перейдите к замеру напряжения сопротивления в узле.
Вокруг полюсного сердечника есть обмотка, связанная с магнитом. Такое соседство дает магнитному полю свободно проходить к индуктору. А так как происходят вращения ротора и смена межзубных впадин, изменяется магнитный поток, идущий сквозь сердечник обмотки. Такие изменения создают переменное напряжение, уровень которого и нужно измерить. От числа оборотов колеса, зависит частота напряжения и амплитуда.
Лампочки АБС
Пины крепятся на разъемы, а тестером замеряется сопротивление датчика абс. При замере норма сопротивления в пределах 800-1200 ОМ , но лучше заглянуть в паспорт и свериться с допустимой единицей. Когда сеть увеличивает к бесконечности – произошел обрыв сети, а если сопротивление показывает на ноль, то произошло замыкание в цепи датчика. Чтобы провести полную диагностику датчиков, необходимо прозвонить тестером всю проводку устройства. Когда все нормально показания будут такими:
Когда поломка выявлена при осмотре датчика, то ремонтировать его бессмысленно. Если неисправность не найдена, то вмешиваться в работу центрального блока самостоятельно не рекомендуется. Специалисты просмотрят коды неисправностей, ранее сохранённые в устройстве, и произведут соответствующие действия.
Использование датчика АБС связано с его индукционными свойствами (сам датчик – это индукционная катушка и зубчатое кольцо). За счёт этих свойств, датчик может считывать импульсы, передавая их на блок управления. Блок управления отвечает за правильное функционирование гидравлики, и, получая информацию от датчика, регулирует давление масла, находящегося в тормозной системе. Датчик ABS, как и другие датчики автомобиля, однажды может выйти из строя, и понадобится проверить датчик АБС – это обычная процедура, которую необходимо периодически выполнять.
Самой частой проблемой, которая случается с датчиком АБС, является нарушения цепи, связывающей датчик с блоком управления, а также поломка датчика – эти проблемы начинают искажать получаемую информацию и передавать на блок управления ложные данные.
Нарушение антиблокировки, при этом, обнаруживаются во время езды, а также по горящей лампочке АБС, находящейся на приборной панели. Точно установить причину поломки можно выполнить только после проведения тщательной диагностики.
Безусловно, загоревшая контрольная лампочка, вынуждает, в первую очередь, проверить датчик АБС. Сделать это можно, не обращаясь в автосервис. При этом, для корректной проверки, автовладельцу понадобится мультиметр, эксплуатационное руководство к машине, проводка с ПИН-разъёмами. Да, без дополнительной пары рук также не обойтись.
Мультиметр работает в режиме омметра
Используя помощь напарника, нужно вручную, несколько раз, покрутить колесо, фиксируя показатели сопротивления. При изменении скорости вращения, показания прибора также должны изменяться.
Для рабочего датчика АБС на мультиметре будут следующие показатели:
Мультиметр работает в режиме вольтметра
При нормальной работе датчика, показатели вольтметра будут находиться в пределах от 0.25 Вольт до 1.2 Вольта. Обратите внимание на то, что увеличение частоты вращения колеса приведёт к увеличению показаний прибора.
Проверить датчик АБС можно и с помощью осциллографа, измеряющего амплитуду и показатели сопротивления. Впрочем, стоит осциллограф очень дорого, да и использовать его гораздо сложнее, нежели мультиметр.
Другой способ понять, что именно сломалось при горящей лампе АБС, заключается в расшифровке той информации, которую представляет антиблокировочная система на новых автомобилях. Как только такая система активируется, она выводит на экран бортового компьютера автомобиля закодированные ошибки. Расшифровать такие ошибки несложно, достаточно изучить эксплуатационное руководство машины, либо найти информацию по коду ошибки в Интернет.
Внимание! Проверяя датчик АБС и подключая к нему провода мультиметра, нужно соблюдать полярность. Об этом подробно написано в Руководстве по эксплуатации автомобиля: в частности, там описаны цветовые маркеры проводов и указаны все соединительные разъёмы.
Только после тщательной проверки работы датчика АБС, можно приступать к его ремонту или замене . Под ремонтом подразумевается пайка поврежденной проводки датчика АБС и защита мест соединений проводов слоем изоленты.
Видео: Проверка датчика АБС
Если видео не показывает, обновите страницу или
С появлением новой тормозной системы повысилась безопасность автомобиля при экстренном торможении. Систему стали устанавливать в 70-х годах. В систему ABS входит блок управления, гидравлический блок, колесные тормозные механизмы и сенсорные датчики числа оборотов.
Основное устройство АБС – блок управления. Именно он принимает сигналы от сенсорных датчиков в виде числа оборотов колес и дает их оценку. Полученные данные анализируются и системой делается вывод о степени скольжения колес, об их замедлении или ускорении. Обработанная информация поступает в виде сигналов на магнитные клапаны гидравлического блока, который выполняет задачу управления.
От главного тормозного цилиндра (ГТЦ) поступает давление, обеспечивающее появление нажимного усилия в тормозных цилиндрах суппортов. Благодаря нажимному усилию тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам. Независимо от ситуации и усилия нажатия водителем на педаль тормоза, давление в тормозной системе будет оптимальным.
Достоинства системы в том, что анализируется каждое колесо и выбирается оптимальное давление, тем самым препятствуя блокировке колес. Полное торможение происходит за счет давления в системе тормозного привода, регулируемое ABS.
В этом состоит принцип работы АБС. На машинах с задним и полным приводом стоит лишь один сенсорный датчик, который находится на дифференциале задней оси. Информация о возможности блокировки берется с ближайшего колеса, а команда о необходимом давлении передается всем колесам.
Устройство, управляющее магнитными клапанами, может работать в трех режимах:
Благодаря этим режимам понижение и повышение давление происходит по ступенчатой системе. Если возникают проблемы, система АБС деактивируется, и тормозная система работает без ее участия. На приборной панели соответствующий индикатор выдает о проблемах с ABS.
Если неисправен датчик abs, то он не передает системе нужные команды и автоблокировочная система перестает выполнять свои функции: при торможении происходит блокировка колес . Если на приборной панели загорелась надпись и не гаснет, то надо срочно обращаться в сервис.
Датчик индукционного типа представляет собой индукционную катушку, которая работает в паре с зубчатым металлическим диском, находящимся на ступице колеса. Часто причиной неисправности является обрыв провода. Именно эту неисправность мы определяем с помощью тестера, паяльника и пинов для ремонта.
Пины присоединяются на разъемы и тестером измеряется сопротивление датчика абс, которое должно находится в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации. Если сопротивление стремится к нулю, то это говорит о наличии короткого замыкания. Если стремится к бесконечности, значит есть обрыв в цепи.
Затем проверяется колесо и проверяется сопротивление, оно должно меняться, в этом случае датчик исправен. Если при осмотре обнаружены обрывы, их надо починить. Разрывы надо соединять только с помощью пайки, а не скрутки, чтобы избежать новых разрывов, окисление и т.д. Каждое устройство имеет свою маркировку, цвет проводов и полярность. Надо придерживаться этих данных.
Если датчик поломан, надо выяснить, как снять датчик абс, и сделать его замену. При выборе прибора надо прежде всего ориентироваться на качество.
Для полной диагностики датчиков, надо не только проверить тестером контакты самого устройства, но следует также прозвонить всю его проводку. Одной из причин некорректной работы является нарушение целостности проводки. Если устройства работают исправно, то показатели сопротивления такие:
Многие автомобили имеют систему самодиагностики. В них на информационный экран выводятся коды ошибок, которые можно расшифровать с помощью инструкции по эксплуатации.
Если слышится треск при нажатии на педаль тормоза, то это нормально. Такой звук появляется при работе модуляторов. При неисправной ABS индикатор на панели приборов после включения зажигания загорается и не гаснет, продолжает гореть при работающем двигателе.
Можно выделить четыре состояния неисправностей ABS:
1). При самотестировании обнаруживается ошибка и деактивируется ABS. Причиной может быть ошибка в блоке контролера или наличие обрывов в проводке датчика abs заднего правого, или любого другого. Не поступают сигналы измерения угловых скоростей.
2). ABS после включение успешно проходит самодиагностику и отключается. Причина может быть в обрыве проводов, окислении контактов, плохом соединении в местах контактов, обрыве провода питание, замыкании датчика на «массу».
3). После включения АБС проходит самодиагностику и обнаруживает ошибку, но продолжает работать. Это может происходить, если есть обрыв в одном из датчиков.
4). Информация об угловой скорости колеса поступает с дополнительного устройства. Причина этой неисправности может быть в разном давлении шин и рисунков протекторов. Если спущено одно колесо, или на одном колесе протектор более грубый, чем на остальных, то колесо будет притормаживать. Этот же эффект будет, если на машине установлены покрышки с разной степенью износа.
5). АБС не работает. Причина может быть в обрыве проводов, мог обломаться провод около датчика, износиться подшипники ступиц, имеется люфт или есть надломы ротора датчиков колеса.
Для исправления неполадок надо проверить люфт, давление в шинах, состояние ротора датчиков колеса (гребенки). Если гребенка имеет сколы, ее надо заменить. Сделать проверку состояния устройств и проводов, которые к ним подходят. Если эти меры не помогли, значит причина в электронике. В этом случае для точной диагностики надо получить код.
Всем привет! Сегодня в рубрике " " расскажу о том, как выполнить диагностику датчика ABS в домашних условиях. Проверка датчика АБС ничем не отличается от проверки других датчиков, о которых я писал в предыдущих своих статьях.
Вряд ли найдется кто-нибудь кто не знает, что такое ABS (АБС), но на всякий в двух словах расскажу. В общем, система ABS (Anti-lock Braking System - система антиблокировки тормозов или антиблокировочная система) следит за тем, чтобы во время торможения колеса не блокировались, а само торможение происходило максимально эффективно. Проще говоря, она выполняет за нас прерывистое торможения, избегая движения "юзом", при этом водителю не нужно думать о том, как и с какой силой нажать на педаль. Система АБС сама выполнит серию прерывистых торможений и остановит авто без заноса и прочих неприятностей.
Датчик ABS - это своего рода контролер, который передает информацию в блок системы ABS, где производятся подсчеты и принятие решений про то, как и с какой силой должно тормозить каждое из колес. Датчик снимает информацию о том, как вращается колесо посредством наблюдения за специальной "гребенкой", которая дает понять вращается колесо или заблокировалось.
Постоянный контакт с грязью и влагой приводит к тому, что датчики начинают "глючить" или полностью выходят из строя. В итоге система обнаруживает неисправность и на панели загорается красный индикатор в виде надписи "ABS". Отмечу, что в исправном состоянии надпись загорается во время запуска двигателя, в это время система производит самодиагностику и если все "ок" лампочка гаснет. В противном случае лампа горит или загорается, и не гаснет во время движения.
Разрыв цепи - наиболее распространенная поломка. Датчик теряет питание и связь с блоком управления, либо из-за повреждения подает некорректный сигнал, "глючит" проще говоря. Как я уже говорил, о неисправности будет сигнализировать соответствующая лампочка.
Проверка датчика ABS заключается в измерении сопротивления, более подробно о том, как его измерить я сейчас и расскажу. Для проверки потребуется мультиметр или омметр.
Если у вас мультиметр, переводим его в режим омметра, затем обеспечиваем себе доступ к датчику (снимаем колесо и т. д.).
Теперь подключаем в цепь провода с PIN-разъемами, и коммутируем их с датчиком и мультиметром. Ваша задача измерить сопротивление датчика АБС и сопоставить его с полученными данными. Если вы не знаете какие должны быть параметры, попробуйте найти информацию в сети или проверить эти параметры на другом аналогичном авто, у которого ABS исправна.
Примерные показатели, которые у вас должны получиться
Обязательно осмотрите провода. Даже небольшой перелом или разрушение оплетки может стать причиной короткого замыкания и некорректной работы датчика. Покрутите колесо и понаблюдайте как меняются показания прибора.
Если у вас нет тестера, но есть мультиметр, переводим его в режим тестера, то есть в режим измерения постоянного напряжения. Принцип такой же, подключайте PIN-разъемы проводки и коммутируем их с прибором. Затем крутим колесо (примерно 1 об/сек). Исправный датчик при таком вращении должен показывать напряжение от 0,25 до 1,2 V. Если колесо будет вращаться быстрее, то и показания будут выше.
Учитывая стоимость датчика ABS, а она нередко довольно высокая, многие автомобилисты задаются вопросом можно ли отремонтировать этот датчик. В большинстве случаев это невозможно, однако бывают и исключения. Более того, на некоторые дорогие марки автомобилей можно подобрать датчик "неродной», например, от авто отечественного производства.
Также порою поломка заключается в несущественном повреждении проводки или внешнего корпуса. Такие недочеты легко устраняются и по большому счету не влияют на работу датчика. Хотя в видео расположенном ниже автор наглядно демонстрирует, что нет ничего невозможного и даже обрыв обмотки датчика АБС можно легко устранить в домашних условиях...