ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 351 «Механические приводы».
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23 апреля 1996 г. № 2S6
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
(0 И П К И здатсл ьство ста ндартов, 1996
Настоящий стандарт нс может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
ГОСТ F 50892-96
1 Область применения............... 1
3 Типы, основные параметры и размеры........ 3
4 Технические требования..............18
5 Требования безопасности.............20
6 Комплектность.................21
7 Правила приемки................21
8 Методы контроля................24
9 Транспортирование и хранение............24
10 Указания по монтажу и эксплуатации.........25
11 Гарантии изготовителя.............25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУФТЫ УПРУГИЕ С ТОРООБРАЗНОЙ ОБОЛОЧКОЙ
Технические условия
Elastic conplings with a toroid-shape shell. Specifications
Дата введения 1997-07-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на упругие муфты с торообразной оболочкой, применяемые для соединения валов при передаче крутящего момента от 20 до 40000 Н м, уменьшения динамических нагрузок и компенсации смещения валов, климатических исполнений У и Т категорий 1-3, 5 и климатических исполнений УХЛ и О категории 4 по ГОСТ 15150 . Стандарт распространяется также на упругие муфты перспективных типоразмеров, соответствующих по значениям номинального крутящего момента ряду 1 по ГОСТ 19107 .
Требования стандарта являются обязательными, кроме требований 4.6, являющихся рекомендуемыми.
Стандарт пригоден для целей сертификации.
2П - с оболочкой вогнутого профиля перспективного рада.
3.2 Полумуфты изготовляют следующих исполнений:
1 - е цилиндрическими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12081 ;
2 - с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080 ;
3 - с коническими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12081 ;
4 - с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081 .
Допускается по заказу потребителя изготовлять полумуфты с отверстиями для концов другой формы.
Допускается комбинация полумуфт различных из указанных исполнений.
3.3 Муфты, заказываемые для эксплуатации при частотах вращения, равных или превышающих 70 % от значения допускаемой частоты вращения, указанной втаблицах 1 и 2, обозначают индексом С.
3.4 Основные параметры и размеры муфт типа 1 должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 1.
Основные параметры и размеры муфт типов 1П, 2П перспективного рада должны соответствовать указанным на рисунках 1, 2 и в таблице 2.
3.5 Условное обозначение муфт должно включать слово «Муфта», обозначение типа, номинальный крутящий момент, диаметры посадочных отверстий полумуфт, обозначение исполнения полумуфт, климатическое исполнение, категории по ГОСТ 15150 и обозначение настоящего стандарта.
Пример условного обозначения муфты типа 1 с номинальным крутящим моментом 250 Н м, с диаметрами посадочных отверстий полумуфт 40 мм, с полумуфтами исполнения 1, климатического исполнения У, категории 2:
То же, типа 2П.
Допускается в рабочих чертежах обозначение климатического исполнения нс указывать.
Тип 211, исполнение 1
Тип 211, исполнение 3
Таблица 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Размеры в миллиметрах |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ООО "НТЦ Мехпривод" изготавливает муфты упругие с торообразной оболочкой в соответствии с ГОСТ 50892-96.
Упругим элементом муфты является резиновая или резино-кордная оболочка. Резино-кордный элемент сложнее в изготовлении, чем резиновый, однако его срок службы в несколько раз больше резинового. оболочкой выпуклого профиля применяют исполнениях: разрезной и неразрезной по ГOCT 20884-93 оболочкой
Муфтa по состоит из yпpyгoгo элемента и полумуфт, к которым винтaми прижимные полукольца. При сборке муфты полукольца соединяют с кольцом винтами.Полумуфты устанавливают как на цилиндрические, так и на конические концы валов. Вращающий момент с полумуфт на оболочку передают силами трения, созданными при затяжке винтов. Эти муфты отличаются высокими компенсационными свойствами, способны уменьшать динамические нагрузки благодаря малой крутильной жесткости и высокой демпфирующей способности. К недостаткам относят их большие размеры по диаметру и появление значительных осевых нагрузок на опоры валов, вызываемых центробежными силами, действующими на упругий элемент торообразной оболочкой.
ТАБЛИЦА ТИПОРАЗМЕРОВ:
№ | Наименование муфты | Максимальный крутящий момент, нм | Максимальный диаметр расточки, мм | Наружный диаметр, не более, мм | Общая длина, не более, мм | Длина полумуфты, не более, мм | Радиальное смещение осей валов, не более | Масса, кг |
1 | МТ-63 | 63 | 19 | 100 | 110 | 30 | 1,0 | 1,4 |
2 | МТ-125 | 125 | 25 | 125 | 140 | 38 | 1,0 | 2,5 |
3 | МТ-250 | 250 | 30 | 160 | 185 | 60 | 1,6 | 4,5 |
4 | МТ-400 | 400 | 36 | 180 | 190 | 60 | 1,6 | 5,1 |
5 | МТ-630 | 630 | 40 | 200 | 200 | 60 | 2,0 | 6,9 |
6 | МТ-800 | 800 | 45 | 220 | 255 | 84 | 2,5 | 9,5 |
7 | МТ-1000 | 1000 | 48 | 250 | 270 | 84 | 2,5 | 12,0 |
8 | МТ-1600 | 1600 | 56 | 280 | 270 | 84 | 3,0 | 16,5 |
9 | МТ-2500 | 2500 | 63 | 320 | 330 | 108 | 3,0 | 24,2 |
10 | МТ-3150 | 3150 | 75 | 360 | 330 | 108 | 3,6 | 34,5 |
11 | МТ-5000 | 5000 | 90 | 400 | 400 | 132 | 4,0 | 46,5 |
12 | МТ-8000 | 8000 | 100 | 450 | 475 | 168 | 4,5 | 68,0 |
13 | МТ-12500 | 12500 | 125 | 500 | 490 | 168 | 4,5 | 111,0 |
14 | МТ-20000 | 20000 | 140 | 560 | 570 | 204 | 5,0 | 142,0 |
15 | МТ-25000 | 25000 | 160 | 630 | 665 | 244 | 5,6 | 206,0 |
16 | МТ-31500 | 31500 | 180 | 710 | 670 | 244 | 6,0 | 250,0 |
17 | МТ-40000 | 40000 | 190 | 800 | 760 | 284 | 6,7 | 336,0 |
18 | МТ-50000 | 50000 | 200 | 900 | 770 | 284 | 7,5 | 480,0 |
Металлические элементы полумуфт изготавливают из сталей с пределом прочности при разрыве не менее 220*10⁶ Па.
Муфты изготавливают климатических исполнений У, Т категорий 1-3, 5 и климатических исполнений УХЛ, 0 категории 4 по ГОСТ 15150.
В оболочках, армированных кордом, физико-математические свойства кордовых тканей должны соответствовать требованиям ГОСТ 24221.
В ООО "НТЦ Мехпривод" Вы можете заказать изготовление торообразных муфт в соответствии с любыми индивидуальными параметрами. Мы готовы выполнить торообразные муфты из алюминия, стали, нержавеющей стали по вашему заказу, а также изготовить любую необходимую Вам длину и диаметр торообразных муфт.
После предоставления данных, наши конструкторы разработают и согласуют с Вами чертежи деталей, наиболее точно подходящие для Ваших условий эксплуатации.
Мы будем рады подобрать Вам наиболее подходящее техническое решение!
Упругим элементом муфты является резиновая или резинокордная оболочка. Резинокордная оболочка сложнее в изготовлении, чем резиновая, однако срок ее службы в несколько раз больше резиновой.
Эти муфты отличаются высокими компенсационными свойствами, способностью уменьшать динамические нагрузки благодаря малой крутильной жесткости и высокой демпфирующей способности. К недостаткам муфт относятся их большие радиальные размеры по диаметру и появление осевых нагрузок на опоры валов, вызываемых центробежными силами, действующими на упругий элемент.
Упругие муфты предназначены для соединения валов с целью передачи вращающего момента от 20 до 40000 Нм, уменьшения динамических нагрузок и компенсации смещения валов. Муфты допускают соединение валов с угловым перекосом до 2°, радиальным смещением до 2 мм и осевым смещением до 4 мм. Полумуфты и другие детали изготавливаются из стали марки Ст 3 по ГОСТ 380–94. Торообразная оболочка выполнена из резины с сопротивлением разрыву не менее 10 МПа и модулем упругости при 100 %-м удлинении не ниже 5 МПа.
Муфты с торообразной оболочкой (рис. 10.1) состоят из двух полумуфт. Полумуфты изготовляют двух типов:
– тип 1 – с цилиндрическим отверстием на конце вала по ГОСТ 12080–66;
– тип 2 – с коническим отверстием на конце вала по ГОСТ 12081–72.
Полумуфты каждого типа изготовляют в двух исполнениях:
– 1 – на длинные концы валов;
– 2 – на короткие концы валов.
Допускается изготовлять полумуфты с коническим отверстием на конце вала по ГОСТ12081–72. Допускаются фланцевые и другие виды муфт без шпоночных соединений полумуфт с валами.
Рис. 10.1. Муфты эластичные с торообразной резиновой оболочкой
Технические требования
1. Допускаемые предельные отклонения диаметра – по Н 8.
2. Размеры шпоночных пазов для полумуфт типа 1 : исполнения 1 – по ГОСТ 23360–78; исполнения 2 d ≤ +30 мм – по ГОСТ 23360–78; исполнение 2 d ≥ 30 мм – по ГОСТ 10748–79.
3. Ширина шпоночных пазов для полумуфт типа 2 – по ГОСТ 12081–72.
4. Предельные отклонения размеров шпоночных пазов – по ГОСТ 23360–78.
5. Предельные отклонения на угловые размеры конуса для вала в полумуфте – по 7-й степени точности ГОСТ 8908–81.
6. Допускается применять сочетания полумуфт разных типов и исполнений с посадочными отверстиями различных диаметров в пределах одного номинального крутящего момента, а в технически обоснованных случаях – различных номинальных крутящих моментов.
Условное обозначение муфт. Обозначение должно содержать название муфты, цифры, характеризующие номинальный крутящий момент, диаметры посадочных отверстий в полумуфтах под валы, типы и исполнения полумуфт и обозначения настоящего стандарта.
Пример обозначения упругой муфты с торообразной оболочкой, номинальным крутящим моментом 800 Нм, диаметром посадочных отверстий в полумуфтах под валы d = 60 мм, с полумуфтами типа 1 и исполнения 1 :
800-1-60-1 ГОСТ 20884–93.
То же с полумуфтами: одна – типа 1 и исполнения 1 , другая – типа 2 и исполнения 1 :
Муфта упругая с торообразной оболочкой 800-1-60-1 ГОСТ 20884–93.
То же с полумуфтами: одна с диаметром d = 60 мм, другая – с d = = 63 мм типа 1 , исполнения 1 :
Муфта упругая с торообразной оболочкой 800-1-60-1-63-1.
Упругий элемент муфты работает на кручение. Муфта имеет большую энергоемкость, высокие упругие и компенсирующие свойства. Исследования показали, что нагрузочная способность муфты ограничивается потерей устойчивости резиновой оболочки, поэтому расчет муфты заключается в расчете прочности оболочки по напряжениям сдвига в сечении около зажима D 1 , δ (см. рис. 10.1):
где T – номинальный крутящий момент;
k – коэффициент режима нагрузки; для транспортеров ленточных k = 1,25–1,5; цепных, винтовых, скребковых k = 1,5–2,0.
По экспериментальным данным, [τ] ≈ 0,4 МПа.
При монтаже муфты с обеих сторон вовнутрь оболочки заводят полукольца 3 и скрепляют кольцами 4 и винтами 6 (см. рис. 10.1). Затем одну установленную на валу полумуфту сдвигают в осевом направлении и между полумуфтами заводят собранный узел оболочки и заправляют его под выступы фланцев 1 . Полумуфту сдвигают в обратном направлении, оболочку скрепляют винтами 5 , стягивающими фланцы полумуфт с полукольцами. Сжатие оболочки – не более 1/3 толщины борта оболочки; величину и равномерность затяжки контролируют глубиномером. Для этого во фланцах полумуфт выполняют три-четыре отверстия диаметром 6 мм. После сборки муфты на валу устанавливается разъемное кольцо.
На рис. 10.1 положение «Б» обозначает расстояние между полумуфтами в начале монтажа, а «Г» – расстояние между полумуфтами после затяжки винтов 5 .
Параметры муфты даны в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Основные параметры, габаритные и присоединительные размеры муфт с торообразной резиновой оболочкой. Размеры в таблице указаны в миллиметрах. Обозначение параметров – см. рис. 10.1
№ строки |
Номинальный вращающий момент Т , Нм |
Наибольшее число оборотов n , мин -1 |
L , не более |
L , не более | |||||||||||||||||
Исполнение |
|||||||||||||||||||||
32, 35, 36, 38, 40 |
Продолжение табл. 10.1
42, 45, 48, 50, 55 | ||||||||||||||||||||
48, 50, 55, 56, 60 | ||||||||||||||||||||
60, 63, 65, 70, 71, 75 | ||||||||||||||||||||
63, 65, 70, 71, 75 | ||||||||||||||||||||
Продолжение табл. 10.1
№ строки |
Варианты |
, градус |
||||||||||||||||||||||||
Окончание табл. 10.1
Упругим элементом муфты является резиновая или резинокордная оболочка. Резинокордная оболочка сложнее в изготовлении, чем резиновая, однако срок ее службы в несколько раз больше резиновой.
Эти муфты отличаются высокими компенсационными свойствами, способностью уменьшать динамические нагрузки благодаря малой крутильной жесткости и высокой демпфирующей способности. К недостаткам муфт относятся их большие радиальные размеры по диаметру и появление осевых нагрузок на опоры валов, вызываемых центробежными силами, действующими на упругий элемент.
Упругие муфты предназначены для соединения валов с целью передачи вращающего момента от 20 до 40000 Нм, уменьшения динамических нагрузок и компенсации смещения валов. Муфты допускают соединение валов с угловым перекосом до 2°, радиальным смещением до 2 мм и осевым смещением до 4 мм. Полумуфты и другие детали изготавливаются из стали марки Ст 3 по ГОСТ 380–94. Торообразная оболочка выполнена из резины с сопротивлением разрыву не менее 10 МПа и модулем упругости при 100 %-м удлинении не ниже 5 МПа.
Муфты с торообразной оболочкой (рис. 10.1) состоят из двух полумуфт. Полумуфты изготовляют двух типов:
– тип 1 – с цилиндрическим отверстием на конце вала по ГОСТ 12080–66;
– тип 2 – с коническим отверстием на конце вала по ГОСТ 12081–72.
Полумуфты каждого типа изготовляют в двух исполнениях:
– 1 – на длинные концы валов;
– 2 – на короткие концы валов.
Допускается изготовлять полумуфты с коническим отверстием на конце вала по ГОСТ12081–72. Допускаются фланцевые и другие виды муфт без шпоночных соединений полумуфт с валами.
Рис. 10.1. Муфты эластичные с торообразной резиновой оболочкой
Технические требования
1. Допускаемые предельные отклонения диаметра – по Н 8.
2. Размеры шпоночных пазов для полумуфт типа 1 : исполнения 1 – по ГОСТ 23360–78; исполнения 2 d ≤ +30 мм – по ГОСТ 23360–78; исполнение 2 d ≥ 30 мм – по ГОСТ 10748–79.
3. Ширина шпоночных пазов для полумуфт типа 2 – по ГОСТ 12081–72.
4. Предельные отклонения размеров шпоночных пазов – по ГОСТ 23360–78.
5. Предельные отклонения на угловые размеры конуса для вала в полумуфте – по 7-й степени точности ГОСТ 8908–81.
6. Допускается применять сочетания полумуфт разных типов и исполнений с посадочными отверстиями различных диаметров в пределах одного номинального крутящего момента, а в технически обоснованных случаях – различных номинальных крутящих моментов.
Условное обозначение муфт. Обозначение должно содержать название муфты, цифры, характеризующие номинальный крутящий момент, диаметры посадочных отверстий в полумуфтах под валы, типы и исполнения полумуфт и обозначения настоящего стандарта.
Пример обозначения упругой муфты с торообразной оболочкой, номинальным крутящим моментом 800 Нм, диаметром посадочных отверстий в полумуфтах под валы d = 60 мм, с полумуфтами типа 1 и исполнения 1 :
800-1-60-1 ГОСТ 20884–93.
То же с полумуфтами: одна – типа 1 и исполнения 1 , другая – типа 2 и исполнения 1 :
Муфта упругая с торообразной оболочкой 800-1-60-1 ГОСТ 20884–93.
То же с полумуфтами: одна с диаметром d = 60 мм, другая – с d = = 63 мм типа 1 , исполнения 1 :
Муфта упругая с торообразной оболочкой 800-1-60-1-63-1.
Упругий элемент муфты работает на кручение. Муфта имеет большую энергоемкость, высокие упругие и компенсирующие свойства. Исследования показали, что нагрузочная способность муфты ограничивается потерей устойчивости резиновой оболочки, поэтому расчет муфты заключается в расчете прочности оболочки по напряжениям сдвига в сечении около зажима D 1 , δ (см. рис. 10.1):
где T – номинальный крутящий момент;
k – коэффициент режима нагрузки; для транспортеров ленточных k = 1,25–1,5; цепных, винтовых, скребковых k = 1,5–2,0.
По экспериментальным данным, [τ] ≈ 0,4 МПа.
При монтаже муфты с обеих сторон вовнутрь оболочки заводят полукольца 3 и скрепляют кольцами 4 и винтами 6 (см. рис. 10.1). Затем одну установленную на валу полумуфту сдвигают в осевом направлении и между полумуфтами заводят собранный узел оболочки и заправляют его под выступы фланцев 1 . Полумуфту сдвигают в обратном направлении, оболочку скрепляют винтами 5 , стягивающими фланцы полумуфт с полукольцами. Сжатие оболочки – не более 1/3 толщины борта оболочки; величину и равномерность затяжки контролируют глубиномером. Для этого во фланцах полумуфт выполняют три-четыре отверстия диаметром 6 мм. После сборки муфты на валу устанавливается разъемное кольцо.
На рис. 10.1 положение «Б» обозначает расстояние между полумуфтами в начале монтажа, а «Г» – расстояние между полумуфтами после затяжки винтов 5 .
Параметры муфты даны в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Основные параметры, габаритные и присоединительные размеры муфт с торообразной резиновой оболочкой. Размеры в таблице указаны в миллиметрах. Обозначение параметров – см. рис. 10.1
№ строки |
Номинальный вращающий момент Т , Нм |
Наибольшее число оборотов n , мин -1 |
L , не более |
L , не более | |||||||||||||||||
Исполнение |
|||||||||||||||||||||
32, 35, 36, 38, 40 |
Продолжение табл. 10.1
42, 45, 48, 50, 55 | ||||||||||||||||||||
48, 50, 55, 56, 60 | ||||||||||||||||||||
60, 63, 65, 70, 71, 75 | ||||||||||||||||||||
63, 65, 70, 71, 75 | ||||||||||||||||||||
Продолжение табл. 10.1
№ строки |
Варианты |
, градус |
||||||||||||||||||||||||
Муфты упругие с торообразной оболочкой просты по конструкции и обладают высокими компенсационными свойствами, способностью уменьшать динамические нагрузки, что позволяет применять их в конструкциях, где трудно обеспечить соосность соединяемых валов; при переменных нагрузках, а также при значительных кратковременных перегрузках. Муфты допускают соединение валов с угловым перекосом до 2 3 0 , радиальным смещением до 2 4 мм, осевым смещением до 5 мм и их комбинацию.
Муфты изготавливают трех типов:
1 – с оболочкой выпуклого профиля (рис. 4);
1П – с оболочкой выпуклого профиля перспективного ряда (см. рис. 4);
2П – с оболочкой вогнутого профиля перспективного ряда (рис.5).
Недостатками муфт с выпуклой оболочкой (см. рис. 4) являются сравнительно большой наружный диаметр и появление осевых нагрузок на опоры валов, вызываемых центробежными силами, действующими на упругий элемент при вращении.
Муфты с упругой оболочкой вогнутого профиля (см. рис. 5) отличаются простотой конструкции вследствие уменьшения числа деталей. При одинаковом вращающем моменте муфта имеет меньший наружный диаметр, допускает большие частоты вращения, и существенно уменьшается влияние центробежных сил на упругую оболочку. Осевые силы на валы и опоры от муфты с упругой вогнутой оболочкой снижаются в 2-3 раза по сравнению с муфтой с выпуклым элементом.
Полумуфты муфты типа 1 изготовляют следующих исполнений:
1 – с цилиндрическими отверстиями для длинных концов валов;
2 – с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов;
3 – с коническими отверстиями для длинных концов валов;
4 – с коническими отверстиями для коротких концов валов.
Полумуфты муфт типа 1П и 2П изготовляют исполнений:
1 – с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов;
2 – с коническими отверстиями для коротких концов валов.
Допускается комбинация полумуфт различных исполнений.
Основные параметры и размеры упругих муфт с торообразной выпуклой оболочкой приведены в табл.6 и7, а с оболочкой вогнутого профиля − в табл.8.
Рис. 4. Муфта с торообразной оболочкой выпуклого типа
Рис. 5. Муфта с торообразной оболочкой вогнутого профиля
Таблица 6. Размеры и параметры упругих муфт с торообразной выпуклой оболочкой (по ГОСТ Р 50892-96)
Частота вращения n, мин -1 , не более | Размеры, мм | |||||||||||
dH7; d 1 H9 | D | D 1 | D 0 | L ц | L k | l ц | l k | Винты | ||||
d В | z | |||||||||||
18;19 | М8 | |||||||||||
20;22;24 | ||||||||||||
22;24 | М10 | |||||||||||
25;28 | ||||||||||||
25;28 | М10 | |||||||||||
30;32;35;36 | ||||||||||||
30;32;35;36;38 | М12 | |||||||||||
250 | 32;35;36;38 | М12 | ||||||||||
40;42;45 | ||||||||||||
35;36;38 | М12 | |||||||||||
40;42;45;48 | ||||||||||||
40;42;45;48;50;55 | М12 | |||||||||||
48;50;55 | М12 | |||||||||||
60;63 | ||||||||||||
55;56 | М16 | |||||||||||
60;65;70;75 | ||||||||||||
63;65;70;75 | М16 | |||||||||||
80;85;90 | ||||||||||||
80;85;90;95 | М20 | |||||||||||
Примечания: 1. максимальный вращающий момент при кратковременной перегрузке. 2. В таблице приведены муфты исполнения на короткие валы. 3. Ориентировочные размеры основных элементов муфты с торообразной выпуклой оболочкой: D 2 = 0,6D ; d ст = 1,6d ; D 3 = d ст + (3 5) мм; B = 0,25D ; C = 1,06B ; δ = 0,05D.
Таблица 7. Размеры и параметры упругих муфт с торообразной выпуклой оболочкой
перспективного ряда (по ГОСТ Р 50892-96)
Номинальный вращающий момент T н, Н∙м | Частота вращенияn, мин -1 , не более | Размеры, мм | ||||||
d H7; d 1 H9 | D | L ц | L k | l ц | l к | |||
18;19 | ||||||||
20;22;24 | ||||||||
20;24 | ||||||||
25;28 | ||||||||
22;25;28 | ||||||||
30;32;35;36 | ||||||||
28;30;32;36;38 | ||||||||
32;35;36;38 | ||||||||
40;42;45 | ||||||||
400 | 36;38 | |||||||
40;42;45;48;50 | ||||||||
45;48;50;55; 56; 60 | ||||||||
53;55;56 | ||||||||
60;65;70;71 | ||||||||
60;63;65;70;75 | ||||||||
80;85 | ||||||||
80;85;90;95 | ||||||||
85;90;95 | ||||||||
100;105;110;120 |
Примечания: 1. максимальный вращающий момент при кратковременной перегрузке. 2. В таблице приведены муфты исполнения на короткие валы. 3. Ориентировочные размеры основных элементов муфты: D 1 = 0,75D ; D 2 = 0,6D ; D 0 = (0,5¸0,52)D; d ст = 1,6d; D 3 = d ст + (3 5) мм; B = 0,25D; C = 1,06B; δ = 0,05D.
Таблица 8. Размеры и параметры упругих муфт с торообразной оболочкой вогнутого профиля
перспективного ряда (из ГОСТ Р 50892-96)
Номинальный вращающий момент T н, Н∙м | Частота вращения n, мин -1 , не более | Размеры, мм | |||||||||||||
d H7; d 1 H9 | D | D 1 | D 2 | D 0 | B | L ц | L k | l ц | l k | Винты | |||||
d в | z | ||||||||||||||
20;22;24 | М6 | ||||||||||||||
20;22;24 | М6 | ||||||||||||||
25;28 | |||||||||||||||
22;25;28 | М6 | ||||||||||||||
30;32;35;36 | |||||||||||||||
160 | 28;30;32;36;38 | 12,5 | М6 | ||||||||||||
32;35;36;38 | 14,5 | М8 | |||||||||||||
40;42;45 | |||||||||||||||
36;38 | М10 | ||||||||||||||
40;42;45;48 | |||||||||||||||
45;48;50;53;55;60 | М12 | ||||||||||||||
55;56 | М12 | ||||||||||||||
60;63;65;70 | |||||||||||||||
60;65;70;75 | 23,5 | М12 | |||||||||||||
80;85 | |||||||||||||||
М12 | |||||||||||||||
80;85;90;95 | |||||||||||||||
85;90;95 | М12 | ||||||||||||||
100;110;120 |
Примечания: 1. максимальный вращающий момент при кратковременной перегрузке. 2. Диаметр ступицы d ст = 1,6d(d 1).
Примеры условного обозначения муфт с торообразной оболочкой
Муфта 1 – 250 – 40 – 2 У2 ГОСТ Р 50892-96.
(Муфта типа 1 с номинальным вращающим моментом 250 Н∙м, диаметрами посадочных отверстий полумуфт, с полумуфтами исполнения 2, климатического исполнения У и категории 2).
Муфта 1П – 250 – 40 – 1 – 36 – 2 У2 ГОСТ Р 50892-96.
(Муфта типа 1П с номинальным вращающим моментом 250 Н∙м с диаметром посадочного отверстия одной полумуфты, исполнения 1, другой полумуфты, исполнения 2, климатического исполнения У, категории 2).
Муфта 2П – 250 – 40 – 1 – 36 – 2 У2 ГОСТ Р 50892-96.
(Муфта типа 2П с номинальным вращающим моментом 250 Н∙м с диаметром посадочного отверстия одной полумуфты, исполнения 1, другой полумуфты, исполнения 2, климатического исполнения У, категории 2).
Допускается в рабочих чертежах обозначение климатического исполнения не указывать.
Радиальную силу, действующую на валы от упругой муфты с торообразной оболочкой, определяют по формуле
После выбора муфты выполняют проверочные расчеты её элементов.
Муфты с торообразной выпуклой оболочкой
При передаче вращающего момента в оболочке действуют касательные напряжения крутильного сдвига.
Прочность оболочки в кольцевом сечении А-А с диаметром D 1 (рис. 4)
где расчетный вращающий момент, Н∙м; , мм; толщина оболочки, мм; допускаемые касательные напряжения, .
Оболочки мм выполняются из резины, .
При мм для повышения нагрузочной способности и срока службы оболочки армируют нитями корда. Для них, .
Вращающий момент с полумуфт на оболочку передается силами трения, созданными при затяжке винтов.
Требуемая сила затяжки одного винта,
где коэффициент запаса сцепления, ; число винтов;
коэффициент трения резины по металлу; , мм.
Число винтов предварительно принимают:
до 160 | св. 160 до 300 | св. 300 | |
8;10 |
Материал винтов: Сталь 35 ГОСТ 1050-88, . Затяжку винтов контролируют.
Внутренний диаметр резьбы винта
где допускаемое напряжение растяжения для винта, ; коэффициент запаса прочности.
При контролируемой затяжке.
Напряжение смятия на кольцевой поверхности контакта упругой оболочки с полумуфтой
От действия центробежных сил и деформирования упругой оболочки при передаче муфтой вращающего момента возникает осевая сила, действующая на валы, которая может быть определена по графикам из учебного пособия
Муфты с торообразной вогнутой оболочкой
Прочность оболочки в экваториальном сечении А-А (рис. 5).
Проверочный расчет винта
где требуемая сила затяжки винта, Н; внутренний диаметр резьбы винта, мм.
Напряжение смятия на кольцевой поверхности контакта края упругого элемента с полумуфтой
Размеры упругой втулочно – пальцевой муфты, муфты упругой с торообразной оболочкой и зубчатой муфты приведены также в учебном пособии .
ПРИМЕРЫ КИНЕМАТИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ПРИВОДА
Пример 1. Исходные данные для расчета:
− синхронная частота вращения вала электродвигателя мин -1 ;
− состав привода: типовой цилиндрический одноступенчатый редуктор,
открытая зубчатая цилиндрическая передача;
− мощность рабочей машины кВт;
− частота вращения вала рабочей машины мин -1 ;
− допускаемое отклонение частоты вращения вала машины.
1.1. Определение расчетной мощности электродвигателя